Маяк

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Маяк » Archivo General de Indias » Archivo General de Indias, Sevilla. Архив и город Севилья.


Archivo General de Indias, Sevilla. Архив и город Севилья.

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

...
Quien no ha visto Sevilla no ha visto maravilla.
Кто не видел Севилью, тот не видел чудес.

Всего два века назад город был совсем другим. Главный торговый порт Испанской империи, город тысячи искусств, оплот и надежда.
Потом постепенно начался упадок. Говорят это из-за того что мавританская община не пришлась по нраву святой инквизиции, но если по секрету, кто ей по нраву у того путь либо в костер, либо в реку. Ну и, если уж говорить про реку, то тот же расцветающий Кадис так и норовил урвать свою выгоду, даром что тоже порт. Ну и чума, сократившая население города вдвое.
Видимо у богов кончилось терпение наблюдать за высокомерием и спесью, которая охватила слишком зажиточный люд. И разразились они гневом: день и ночь лил нескончаемый дождь и молнии хлестали как кнут погонщика нерадивую лошадь. А когда, наконец, утру позволено было осветиться солнцем, горизонт раскинулся водной гладью, Картуха едва виднелась из воды, а Гвадалквивир изменил свой ход. Тогда-то Torre del Oro из Золотой Башни и превратилась в маяк.
Однако, по непонятной причине, это не спасало от кораблекрушений и потери судов и к 1750 году речь зашла о переносе в другой город Касаде-ла-Контатасьон (организации, контролировавшей торговлю с Америкой), что грозило Севилье утратой торгового значения и влияния в Новых Индиях. Ни церковная, ни светская власть не испытывала по этому поводу восторга и скрывали необъяснимые явления: то пираты обосновались на почти затопленной Картухе, то от порта Кадис конкуренты бесчинствуют...
Слухи же, будто на самом деле это бесов маяк, построенный маврами, есть причина исчезновения кораблей и людей и периодического появления странных незнакомцев, пресекались жестоко и, на удивление, единодушно с обеих сторон.
Однако эта сплоченность, выставленная напоказ чужестранцам, рассыпалась в прах, стоило задержаться в душных объятиях Севильи подольше да присмотреться к местным порядкам повнимательнее.
Становилось понятно, что две влиятельные силы дерутся за ускользающее богатство и власть с остервенелой яростью дворовых псов, грызущихся за кость.
А город живет своей суеверно-светской жизнью, частично вовлеченный в дрязги на той или иной стороне, вольно или невольно.

0

2

Севилья.

Танцует в Севилье Кармен
у стен, голубых от мела,
и жарки зрачки у Кармен,
а волосы снежно-белы.

Невесты,
закройте ставни!

Змея в волосах желтеет,
и словно из дали дальней,
танцуя, встает былое
и бредит любовью давней.

Невесты,
закройте ставни!

Пустынны дворы Севильи,
и в их глубине вечерней
сердцам андалузским снятся
следы позабытых терний.

Невесты,
закройте ставни!
(Федерико Гарсия Лорка)

Знаменитая барышня Кармен Проспера Мериме, оказывается трудилась на старинной Табачной фабрике в городе Севилья.
Здание, которое в настоящее время занимает Университет, было построено в XVIII веке, и в течение долгого времени здесь находилась Табачная Фабрика. Оно занимает большую площадь и входит в четверку самых крупных зданий Испании.
Неоклассический портал представляет аллегорию Славы, он украшен бюстами Христофора Колумба, первооткрывателя земель родины табака, и Эрнана Кортеса, которого считают первым европейцем, который пристрастился к табаку.

Среди других наиболее знаменитых достопримечательностей Севильи, прежде всего, выделяются Кафедральный собор, башня Хиральда, Площадь Испании, Архив Индий и Алькасар.

Кафедральный Собор Севильи является самым большим храмом в Испании и третьим по величине в христианском мире, его превосходит только Базилика Святого Петра в Риме и Собор Святого Павла в Лондоне.
Строительство Собора началось в 1401 году на месте, где ранее находилась самая крупная в Испании мечеть. В общей сложности потребовалось четыре века для того, что Собор обрел свой современный вид.
Кафедральный Собор в Севилье – пятинефный. Центральный неф является самым высоким и широким. В храме нет нефа абсиды, вместо него есть проход, отделяющий Главную капеллу от Королевской.
В интерьер храма можно пройти через любые из девяти врат с западной и восточной сторон. Главными воротами являются врата со стороны Авениды де ла Конститусьон, построенные в 1885 г.

Культурная ценность Собора.

Собор построен в позднем готическом стиле на основе гигантского прямоугольника длиной в 116 метров и шириной в 76 метров. В его интерьере отражены самые разнообразные стили и здесь представлены ценности, неподдающиеся материальному выражению: образцы искусства мудехар, решетки стиля платереско, готические резные фигуры, медные изображения, иконы, драгоценности, произведения живописи и пр.
Коллекция живописи Собора содержит произведения, написанные такими художниками как, Мурильо, Вальдес Леаль, Джорданс, Роэлас, Сурбаран, Моралес, Педро де Капилья, Пачеко и прочими.

Особого внимания заслуживает большая дарохранительница, творение, которое сам его автор, Арфе, рассматривает как «самое большое и лучшее произведение, выполненное из серебра в этом жанре»; Христос Милосердный, шедевр Мартинеса Монтаньес, и витражи, работа нескольких известных мастеров.

Большой интерес также представляет Зал Капитула, выполненный во всем великолепии Ренессанса, где тут же привлекают внимание работы из мрамора, выполненные Маркос Кабрера, и прекрасное Непорочное Зачатие, один из шедевров Мурильо.

Помимо захоронения останков Христофора Колумба, в храме захоронены кардинал Сервантес, Альфонс X Мудрый, донья Мария де Падилья, Педро Жестокий. У подножья образа Богоматери де лос Рейес (Богоматери Королей), покровительницы Севильи, сохранилось нетленное тело Короля Фернандо III Святого, шпага которого хранится в сокровищнице часовни.

Алькасар один из самых древних в Европе королевских дворцов.
От первоначально построенной в Севильи крепости Алькасар, созданной мусульманским племенем абадиес, сохранилась крепостная стена и дворик Патио дель Йесо, находящийся в продолжении дворика Патио де Бандерас. В дальнейшем Алькасар был перестроен доном Педро Жестоким и реформирован Хуаном II, Изабеллой и Фердинандом и Карлом V (он хорошо сохранился имея статут Памятника национального наследия).
На главном этаже дворца, куда ведет лестница XVI века, находятся: Часовня Католических Королей с интересным алтарем, выполненным из изразцов, работа Фрасиско Никулосо Писано 1504 года, спальня Короля Дона Педро, с великолепным резным деревянным потолком и прекрасными ставнями работы стиля мудехар , столовая, Детская Комната и Музыкальный Салон.
В интерьере Алькасара стоит отметить простор и освещенность дворика Патио де лас Донсельяс, а также скромный доврик Патио де лас Муньекас, реставрированный несколько раз, пышный салон де лос Эмбахадорес, Салон дель Принсипе – где родился сын Католических Королей – и Спальню Арабских Королей. Несмотря на величественность всех этих помещений, они воспринимаются как уютные и интимные, напоминая нам о былых временах.

Музей изящных искусств (Museo de Bellas Artes)
Музей размещен в здании, где ранее находился старинный монастырь ордена Мерсед Кальсада, на площади Пласа дель Мусео, номер 9. Строительство этого здания было завершено в 1612 году под руководством архитектора Хуана де Овьедо и ла Бандера, однако в 1810 году, после пожара, здание было полностью реконструировано.

Культурная ценность музея.

В Музее представлена ценная и богатейшая коллекция живописи севильской школы XV и XVI веков, а также интереснейшие коллекции работ самых известных испанских живописцев XVII века, таких, как Вальдес Леаль, Мурильо, Сурбаран, Алонсо Кано, Франсиско Пачеко и Эррера.

Творчество Эль Греко представлено великолепным холстом – портретом его сына Хорхе Мануэля.

Творческое наследие Сурбарана в Музее составляют двадцать четыре работы, среди которых «Богоматерь пещер», «Апофеоз Святого Фомы Аквинского».

Здесь находится одна из лучших коллекций работ Мурильо, в частности такие работы, как: «Непорочная», «Богоматерь де ла Сервильета», «Святые Хуста и Руфина», «Сан Хосе» и «Сант Антонии де Падуа».

Среди двадцати четырех работ Вальдеса Леаль здесь можно увидеть – «Поражение сарационов перед стенами Ассиса», «Искушение Святого Иеронима», «Святая Клара с Дарохранительницей».

Также в Музее представлены великолепные работы Пачеко, Ван Дейка, Рубенса, Тициана и др.

Скульптурная коллекция также имеет большую ценность, здесь примечательны работы Седано, Торриджано, Мартинеса Монтаньес, Хуан де Меса, Педро де Мена и Луисы Рольдан.

Площадь Испании
Это архитектурный комплекс необыкновенного своеобразия, который был создан к Латиноамериканской выставке 1929 года архитектором Анибалем Гонсалесом. К Площади Испании ведет красивая авенида Изабеллы Католической, проходящая через самое сердце Парка Марии Луизы. Архитектурные подробности.

Хиральда (La Giralda)
История создания Хиральды началась во время мусульманского правления. Башня была построена в 1184 году по поручению халифа Абу Югуб Юсуфа. Башня была увенчана четырьмя шарами, которые были разрушены во время землетрясения, а в 1568 г. Эрнан Руис пристроил к башне четыре корпуса в стиле Ренессанса, а также завершил ее колоссальным шпилем в честь Торжества Веры. Тот факт, что оконечность двигается под силой ветра, послужил причиной возникновения народного названия памятника, так как именно севильцы и прозвали башню Хиральдой (что означает флюгер в форме фигуры человека или животного).
Высота Хиральды 97,5 метров (или 250 футов), ее видно из любой точки города.

Золотая башня (Torro del Oro)
Башня была построена альмоадами в начале XIII века для того, чтобы контролировать проход кораблей по Гвадалквивиру, так как она соединялась с подобной башней, возведенной на другой стороне реки, толстой цепью. По сведениям, в древние времена она была отделана золотыми изразцами, откуда и происходит ее настоящее название. Та часть, которая увенчивает башню, находясь над ее вторым корпусом, была построена в XVIII веке.
Золотая Башня являлась свидетелем жестоких сражений между арабами и христианами, и что ее стены часто видели кровь отважных бойцов с той и другой стороны, до момента завоевания Севильи королем Кастилии Фердинандом III – с этих пор башня утратила свою защитную суть и превратилась в немого свидетеля прошлого и в источник поэтического вдохновения, отраженные в утонченной поэзии Херардо Диего.

Больница Милосердия (Hospital de la Caridad)
Больница Милосердия была основана доном Мигель Маньяра после того, как он смог побороть депрессию после кончины молодой и любимой супруги. Останки основателя Больницы покоятся в склепе под алтарем, а в одной из высоких галерей можно увидеть портрет дона Мигель Маньяра, работа Вальдеса Леаль.

Квартал Санта Крус (Santa Cruz)
В квартал Санта Крус можно попасть, пройдя через так называемые Сады Мурильо, или через арку, находящуюся рядом с Двориком Бандерас, это как бы прихожая, ведущая в великолепную крепость Алькасар.  Структура и названия улиц – Месон дель Моро, Вида, Сусона, Глория – все они носят индивидуальный характер.
Что касается самого квартал Санта Крус, бывшего Еврейского квартала Худерия – здесь вы как бы переноситесь в мир фантазии. Все здесь дышит чистотой и одурманивает ароматами. Улочки здесь маленькие и узкие, они обрамлены очаровательными домами с белыми фасадами, утопающими в зелени вьюнов и в зелено-белом очаровании жасминов, насыщающих воздух своим характерным ароматом.

Парк Марии Луизы
Парк Марии Луизы самый известный и крупный парк в Севилье. Дата его основания 1893 год, когда герцогиня, вдова Монтпенсьер, подарила городу половину садов дворца Сан Тельмо. Парк был реконструирован французским инженером Жан-Клодом Николасом Форестьером, который также придал романтичности садам Альгамбры и Алькасара в Севилье. Парк выходит на площади Испании и Америки, которые являются одними из наиболее привлекательных в городе.

Театр де ла Маэстранца (Teatro de la Maestranza) и Театр Лопе де Вега (Teatro Lope de Vega)
На сцене проходят классические концерты, опера, а также фламенко.
Театр де ла Маэстранца находится неподалеку от Площади быков и Табачной фабрики, перед Золотой башней и рекой Гвадалкивир. Построен примерно в 1590 году.
Театр Лопе де Вега расположен на улице Марии Луизы (рядом с одноименным парком). Он был построен в 1929 году.
http://dom2spain.com/category/uncategorized/

«Счастливая царица Океана,
Испании величие и сила!
Ты гением высоким покорила Сердца, сияя в мареве тумана. .
Ты копишь, град, щедротами богатый,
То, что соседний город-мот теряет.
О ты, страны жемчужина, Севилья!»
Фернандо де Эррера. Сонет «К Севилье» [26].
Севилья XVI века — время расцвета города, когда два старых центра Андалусии Кордова и Гранада утратили свое ведущее положение. Если заглянуть в глубь веков, то история Севильи покажется знакомой. Древнее иберийское поселение, колония финикийцев Испалис[27], или Бетика, как ее называли римляне. В руках римлян город был с III века до н. э. Традиция утверждает, что здесь родились императоры Траян, Адриан и даже Марк Аврелий. Некоторое время Севилья была столицей варварского государства, а с 712 года попала под власть арабов. В XI веке Севилья уже могла соперничать с Кордовой как центр культуры. Не случайно, что в эту эпоху в город переехал из Кордовы знаменитый поэт Ибн Зейдун (1003–1071), о романтической любви которого к «первой женщине среди женщин своего времени» слагались легенды. Так называли арабские историки выдающуюся поэтессу, дочь халифа Ал Валляде, дом которой в Кордове был местом встреч многих знаменитых людей. Там происходили состязания поэтов и прозаиков. Особенно прославился Ал Мутамид (1040–1095), поэт и правитель города, сумевший подчинить Кордову Севилье. О времени его правления писал историк Ибн Хакан (XII в.): «Ал Мутамид был самым щедрым, гостеприимным, великодушным и могущественным среди всех эмиров Андалусии; его дворец был пристанищем для путешественников, местом собрания для ученых, центром, куда устремлялись все надежды; ни при одном дворе эмиров этой эпохи не собиралось столько ученых и столько первоклассных поэтов»[28]. Друг и везир Ал Мутамида Ибн Алмар, также поэт, был тонким и умным дипломатом. Сохранилась любопытная история о том, как он обыграл в шахматы короля Альфонса VI (взявшего Толедо), и тот, по условиям игры, должен был освободить занятую им часть севильской территории. В XII веке Севилья была не только центром музыки и поэзии — в городе строилось много новых зданий. Абу Якуб достроил Большую мечеть, начатую еще в IX веке, и мост через Гвадалквивир. По свидетельству арабов, мечеть была белая, с остроконечными арками, с семнадцатью нефами. Это было грандиозное и роскошное здание. В конце XII века был закончен древний минарет — Хиральда; в начале XIII века на берегу Гвадалквивира появилась Золотая башня, от которой шла городская стена к самому Алькасару. Это был первый период расцвета города. В похвале Севилье арабский историк Ал Сакунди (XIII в.) писал: «Севилья помимо прочих красот славится мягким климатом, великолепием зданий и украшениями как самого города, так и его окрестностей и представляет собой столь высокую степень изысканности, что заставляет говорить в народе: «Если в Севилье пожелать птичьего молока, то найдешь и его»
http://coollib.com/b/274581/read

0

3

В процессе доработки.

Легенды и предания Севильи.
С 1995 года главной эмблемой города стал древний девиз-ребус «NO8DO».
Вики-версия
Символ города.
Фольклор и праздники.
Кухня и традиции.

0

4

Правопорядок в городе, флот и армия.

Информацию об армии, а так же славных и не очень войнах, путешественник найдет в Sala de Historia y Gloria. История. Войны. Слава.
О флоте и мореходстве в Sala de Ultramar. Заморские территории. Колонии. Мореходство.

О городской страже Севильи.

Из-за развитой децентрализации в государственном управлении Испании порядок организации  полицейских органов отличался от провинции к провинции. В некоторых регионах Испании действуовали полицейские органы, которые подчиняются напрямую региональным правительствам. Собственные отделения полиции действовали в Андалусии, Арагоне, Астурии, Галисии и в Валенсийском Сообществе.

О системе охране правопорядка в Севилье

Алькальд - административная и военная должность. Алкальд от имени короля следил за выполнением законов на вверенной ему территории. По сути – городской судья. Руководил альгвасилами.

Альгваси́л (альгвазил) - младшее должностное лицо, ответственное за выполнение приказов суда и трибуналов, в соответствии с законодательством. Они выполняли роль полицейских. Это своего рода "квартальные", присматривающие за вверенным им участком города или пригорода. Избирались городским советом, обычно, на один год, но после выборов должность переходила в их собственность, которую они (или, их наследники) могли перепродать.

В период инквизиции существовала почётная и уважаемая должность «Великий альгвасил» — судебный пристав в верховном совете инквизиции.

В Севилье есть стража, возглавляемая начальником в чине капитана. При нем ординарец, сержанты, муштрующие новобранцев.

Севилья - небольшой, относительно спокойный город, не нуждающийся в войсковых подразделениях для поддержания порядка, и дворянин, нанимающийся в городскую стражу, в отличие от армии, не получает офицерского патента.

Городская стража подчинена только главе города - коррехидору, который назначался королем. Не существует централизованной, управляемой из столицы правоохранительной системы. Поэтому даже если в Мадриде некое лицо служило в каком-то роде вооруженных формирований в каком-то звании, "ссыльным" в Андалусии оно может быть только как частное лицо.
Но это лицо может иметь при себе рекомендательные письма и тогда это повод для местного капитана "рассмотреть" претендента.
Что до других случаев, когда дворянин покидает службу, и его переводят куда-то не лишая звания, то это армия. Королевская армия. Только в Севилье она больше не расквартирована.
Если прибывший в любую провинцию дворянин хочет поступить на службу в городскую стражу, служить он будет городскому главе, а не центральному столичному управлению, которого не существует. И служить - с чистого листа, просто гвардейцем.
В сельской местности порядок обеспечивают деревенские эрмандады - "бригады" или "братства", это именно "милиция" в изначальном смысле слова: вооруженные добровольцы из числа местных парней, кому жители доверяют свою безопасность. Святáя Эрмандáда (исп. Santa Hermandad, буквально — «святое братство») — вооруженная организация по охране общественного порядка, существовавшая в поселениях средневековой Испании. Вики.

Лишь в 1824 году король Испании Фернандо VII подписал декрет о создании в стране королевской полиции, что стало отправной точкой в истории правоохранительных органов Испании.
Источники: Полиция Испании., Эрмандада. и еще один невероятно сведущий игрок из прошлой ролевой)

0

5

Деньги и экономическая ситуация.

Деньги

Ниже приведены необходимые каждому жителю Испании знания. Если же путешественник собирается иметь с деньгами и экономикой более тесные отношения, то ему пригодится информация, изложеннаятут.

Испанский золотой эскудо (исп. Español) — золотая монета Испании, выпускавшаяся с 1535 по 1833 г:
½ эскудо, получивший название «эскудильо» (исп. escudillo — маленький щит, аналог французского "экю");
2-кратный эскудо, испанский дублон (исп. doblón), получивший международное название «пистоль»;
4-кратный — «дублон де куатро» (исп. doblón de a cuatro), «дублон»;
8-кратный — «дублон де очо» (исп. doblón de a ocho), международное название — «квадрупль».
Популярность дублона в качестве резервной валюты для всего Нового света привела к тому, что значительное число монет было сокрыто в виде кладов, что хорошо отражено в художественной литературе на пиратскую тему, где дублоны — неотъемлемая составляющая пиратских сокровищ.
Пе́со (исп. peso — буквально «вес», от (лат. pensum пенсум — «взвешенный») — серебряная монета средневековой Испании и её колоний, а также название ряда денежных единиц некоторых государств — бывших испанских колоний
Реал (исп. и порт. real от лат. regalis — королевский) — сначала серебряная (в Испании чеканка начата во второй половине XIV века, в Португалии — в XV веке), затем медная монета и в конце концов счётная денежная единица. Имела хождение в Испании и Португалии, а также в их колониях.
1 дублон -2 песо
1 песо (пиастр) = 8 реалам

Экономическая ситуация

В первой половине XVIII в. достигла наиболее законченного развития абсолютная монархия в Испании. У власти король Фердинанд VI (9 июля 1746-10 августа 1759). Главной тенденцией этого периода была централизация государства. Была проведена реформа органов исполнительной власти и местного самоуправления, по примеру Франции созданы интендантства. Кортесы окончательно потеряли реальное значение, превратившись в чисто церемониальный орган. После 1713 г. они собрались только 3 раза в течение всего XVIII века.
В первые десятилетия XVIII в. длительный упадок постепенно сменяется подъемом в экономическом развитии, чему способствовало то, что на своей территории Испания не вела войн почти 100 лет.
С середины XVIII в. шло постепенное восстановление испанской промышленности, происходил рост городского населения, хотя оно не достигало даже 10%. Мадрид насчитывал 160 тыс. жителей, Барселона, Валенсия и Севилья — по 100 тыс.
Отмечался подъем мануфактурном производстве: производстве хлопчатобумажных тканей, металлургии. Однако в большинстве городов еще преобладало цеховое ремесло.
В XVIII в. Испания продолжала оставаться отсталой аграрной страной. В деревне преобладали феодальные отношения. Более половины всех земель в стране принадлежало светским феодалам и церкви.
В Андалусии дворяне, являвшиеся крупными земельными собственниками, вели предпринимательское хозяйство и использовали наемный труд батраков-поденщиков. Многие из них участвовали в колониальной торговле через посредников. Крестьянин уплачивал денежный ценз сеньору, налоги государству и пр. Большую часть дворянских владений составляли неотчуждаемые майоратные земли. (см. про права наследования)
По-прежнему главенствующее положение принадлежало дворянству, имевшему многочисленные привилегии. Титулованная знать возросла численно и укрепила свои экономические позиции. Это было результатом эксплуатации колоний, доходы от которой шли главным образом в руки высшего дворянства.
На другом полюсе находилась огромная масса полунищих идальго, ничего не имевших, кроме дворянского титула и «чистоты крови». Многие из них жили в городах, где пользовались до середины века привилегией занимать половину муниципальных должностей, которые часто были для них единственным источником дохода.
Влияние было церкви и вплоть до начала XIX в. в стране свирепствовала инквизиция. Сильны были и экономические позиции церкви: она владела до 1/3 всех земель, заметную часть населения составляли монахи и служители церкви.
К третьему сословию (95% населения) принадлежали представители различных слоев — от бедных крестьян и поденщиков до купцов и финансистов. Разбогатевшие выходцы из третьего сословия стремились купить идальгию (дворянское звание), чтобы не платить налогов. Получив дворянство, они, как правило, прекращали экономическую деятельность, так как она считалась несовместимой с идальгией.

0

6

7

Здоровье и медицина.

Медицина
Из истории микробиологии.

"В течение почти четырех веков выделенная Фракасторо разновидность заражения “на расстоянии” описывалась посредством невнятной концепции миазмов, или “ядовитого воздуха”. Вера в миазмы вполне укоренилась к жаркому лету 1665 года, когда Лондон поразила Черная Смерть, или бубонная чума. Чтобы предотвратить распространение миазмов, лондонцы заколачивали гвоздями двери домов, где жили люди, пораженные чумой, а проходя мимо, прижимали к носу “кольца” (букетики) цветов, сильный аромат которых, как они надеялись, должен отогнать ядовитые пары."
Роберт Гук впервые описал микробов в 1683 году, но:
"В течение следующего столетия микробиология оставалась маргинальной наукой: она интересовала только тех натуралистов, кому приходилось описывать обитателей этого богатого нового царства живой природы и давать им названия."
"Конец XVIII века ознаменовался открытием в Европе первых родильных домов и отделений — великим достижением здравоохранения, что по замыслу должно было принести пользу и богатым и бедным. Но те же времена оказались также периодом повышенной смертности от пуэрперальной (или послеродовой) горячки, которая разнеслась по ставшим популярными родильным отделениям и погубила тысячи людей. Что и неудивительно, так как врачи и акушерки постоянно переходили от заболевших к здоровым роженицам, вводя инфицированные руки и инструменты в открытые и израненные родовые пути и матки. Но идею, что медицинские работники могут распространять инфекцию, разделяли немногие и всячески замалчивали многие. Дело в том, что эта спорная концепция могла стоить не одному врачу карьеры. Первым, кто ее высказал, был шотландский хирург Александер Гордон. В 1795 году он писал в своем “Трактате об абердинской эпидемии пуэрперальной горячки”.
У меня имеются неоспоримые доказательства того, что причиной этой болезни послужила особая контагия, или инфекция [поскольку] эта болезнь поражала лишь тех женщин, у которых проводили осмотр или принимали роды врачи или о которых заботились сестры, перед тем работавшие с пациентками, страдающими этой болезнью.
Одежду и постельное белье пациенток следует либо сжигать, либо основательно очищать, а сестры и врачи, работавшие с пациентками, страдающими пуэрперальной горячкой, должны тщательно мыться и должным образом окуривать [дымящейся серой] свою одежду, прежде чем надевать ее снова.
Сходные меры уже принимались для остановки вспышек кори и натуральной оспы, которые, как считалось, порождались миазмами, а затем передавались от человека к человеку.
Гордон оказался первым из целой череды врачей, которые оскорбили больше людей, чем убедили, доказывая необходимость мытья рук и обеззараживания. Полстолетия спустя по другую сторону Атлантики юный Оливер Уэнделл Холмс безуспешно пытался заставить врачей признать инфекционную природу пуэрперальной горячки. Отвергнутый всеми как еще один сумасшедший “врач-контагионист”, четыре года спустя, в 1847-м, он оставил медицинскую практику и стал преподавать в Гарварде, а также снискал себе мировую славу блистательного литератора, в то время как о его медицинском открытии все прочно забыли."

Положение Андалусии как района постоянной циркуляции приезжающих морем гостей из инфекционно-опасных регионов, располагает к эпидемиям. Угасание чумы сопровождалось распространением других болезней. Наряду с оспой важнейшими болезнями в XVIII в. стали цинга, сифилис, рахит и многочисленные лихорадки (малярия, желтая лихорадка, грипп и др.)

18 век обычно считается веком просвещения, рационализма и расцвета науки. Но это и золотой век знахарства, шарлатанства и суеверий, изобилия секретных чудодейственных снадобий, пилюль и порошков. Френология считалась тогда серьезной наукой. Беспринципные шарлатаны делали состояния на т.н. «храмах исцеления», «небесных ложах», разнообразных чудодейственных «электрических» приспособлениях.

Сама медицинская практика почти не претерпела изменения. Господствующие приемы лечения оставались традиционными - назначение диеты, кровопускания, очистительные процедуры, лечение травами, покупка лекарственных средств, корней. Открытие Нового Света привело к расширению знаний о лекарственных средствах. В Европе стали появляться новые лекарства, такие, как кора гуайякового дерева (для лечения сифилиса), кора хинного дерева (для лечения малярии), шоколад (для лечения болезней желудка).

Стерилизация оставалась в плачевном состоянии. Огнестрельные ранения обрабатывали кипящим маслом — считалось, что несгоревший порох отравляет ткани.
Хирурги делали все операции в обычной уличной одежде, а мыл ли кто-то из них перед этим руки, можно только догадываться.
Но маски хирурги все-таки носили — прежде всего, для собственной защиты. Делали их из обрезков хлопка, и, очевидно, что стерильными они не были. Неудивительно, что рост смертности после операций достигал 90%.
Для прижигания ран использовали ляпис (нитрат серебра), золотую нить, кетгут (кишку крупного рогатого скота, также используется в качестве струн для струнных музыкальных инструментов) или шелк в качестве шовного материала. Для перевязки корпию (разделенную на нити льняную или хлопчатобумажную ветошь), аристократы могли позволить себе батистовые бинты. Иногда края ран прижигали металлом, в целях стерилизации и остановки крови. В суровых полевых условиях порох клали в раны и поджигали.
Большую часть болезней лечили кровопусканием, ртутными микстурами и травами.

Лечение и особенно удаление зубов, помимо врачей - было уделом профессиональных цирюльников-хирургов, путешествующих практиков и кузнецов. Стоматология не регламентировалась и не лицензировалась до конца 1800.

Хирурги делились на группы: камнесечцы, костоправы, цирюльники, они же кровопускатели. Низшую группу составляли банщики - мозольные операторы. Лечебную помощь в больницах оказывали монахи, медицинская подготовка которых была крайне недостаточной.

Цирю́льник — парикмахер, владеющий элементарными приёмами врачевания. Прототипом фельдшерского сословия надо считать средневековых банщиков (balneatores) — цирюльников, которые составляли особый цех и имели право заниматься малой хирургией, вправлять вывихи, накладывать перевязки при переломах и ранах, и тому подобное. Главная их деятельность, помимо стрижки и бритья, состояла в кровопусканиях, к которым в те времена питали большое пристрастие; приставлением кровососных банок в банях они, как теперь думают, много способствовали распространению сифилиса. В течение многих столетий не существовало другого пути для изучения хирургии, как только через цирюльни. В прошлом времени цирюльники занимались педикюром. Тогда эту нехитрую услугу совмещали с лечением зубов и другими процедурами по уходу за телом. Разделение специальностей произошло в XIX веке.

Гигиена

Обзор по гигиене.
Тут надо сделать разделение на южную Европу - и бывшие арабские провинции Испании, потому что в них сохранились привычные для населения (в т.ч. и испанского, не только мавританского) обычаи. Привычки к более частому мытью, чем было распространено по "просвещенной" Европе, отправлению нужд с использованием кувшинчиков воды, а не подтираясь ветошью и прочие мелочи, присущие мусульманским традициям гигиены.
Но работа среднестатистических европейских врачей наверняка оставалась на убогом уровне.

История мыла. Ею занимался Антон Гомез (Antón Gómez), монография 1996 г.

С 7 века арабы обнаружили, что каустическая сода - более сильное средство для мыла, и мыло на ее основе вошло в обиход. Европа, откатившись в грязь в связи с массовым христианским фанатизмом, только после Возрождения осознала целительную силу чистоты. Так что бани стали назначаться в лечебных целях, в том числе и купания в реках ради изгнания "меланхолии" - распространенный диагноз в Мадриде в 14-18 века - с апреля по октябрь.
Так вот, арабы не забывали о чистоте. Они перешли на использование в мыловарении куда более выгодных растительных масел и производили в Андалусии мыло в "промышленных" масштабах, т.к. там было сырье. Также было замечено, что "кастильское мыло" щадит тело - за что, к слову, в 1682-м Людовик 14-й казнил 3 фабрикантов мыла, чья продукция вызывала у него раздражение кожи. 
Отрывки перевода:
..Первый крупный европейский мыльный завод был построен арабами в конце Х века в Севилье, Андалусия. В долине Гуадалкивра, где были большие оливковые рощи и заболоченные участки, было необходимое все сырье, необходимое для изготовления мыла, которое спустя 4 века станет известно как "Кастильское мыло". В Андалусии до сих пор используют название "альмона", арабского происхождения, для обозначения мыловаренных заводов...

... Монополия на севильское мыло, которую с 16 в. держали маркизы Тарифа, была распространена на американские территории после их завоевания. В этом же веке уже испанское мыло, или "кастильское мыло", экспортировали через Антверпен в Великобританию (мое прим: с 16 века об этому упоминают англоязычные источники). Кастильское мыло, производимое из растительных жиров вместо животных, могло использоваться для личной гигиены (т.е. не только для стирки). После того, как мыло на растительной основе распространилось по Европе, население Европы выросло экспоненциально благодаря уменьшению смертности от эпидемических болезней. (из кн. Гомеза).

0

8

Культура и искусство.

Истоки, диалект, Севилья - источник вдохновения

Великолепная блестящая культура, составившая славу страны аль-Андалус, формировалась как часть арабо-испанской цивилизации, с которой она была тесно связана единством языка, религии, хозяйственными и человеческими контактами.
Некоторое время Севилья была столицей варварского государства, а с 712 года попала под власть арабов. В XI веке Севилья уже могла соперничать с Кордовой как центр культуры.

Жители аль-Андалуса, называвшие Средиземное море «Сирийским», хорошо знали, что делалось в Сирии и Египте, в Дамаске, Багдаде и Каире, были знакомы с достижениями всего мира ислама, в том числе с трудами Ибн Сины (Авиценны), аль-Бируни, аль-Фараби. В то же время секрет быстрого взлета культуры Аль-Андалуса заключался в объединении усилий арабов и берберов с творчеством представителей всех групп местного населения — мувалладов, мосарабов, иудеев (говоривших и писавших в аль-Андалусе по-арабски), потомков иберов, готов, греков и других. Все они внесли свой неповторимый вклад в создание культуры, которая продолжала процветать и после начавшегося на Ближнем Востоке с XII века упадка культуры Дамаска и Багдада.
.......
В Андалусии говорят в основном на андалусском диалекте испанского языка, появившемся после кастильского завоевания мусульманской Андалусии. Эта лингвистическая модальность, обогащённая сильным влиянием арабского субстрата и местного романского языка (бетского мосарабского), а также собственной эволюцией в первые века своего существования, оказала наибольшее влияние на диалекты и лингвистические вариации испанского языка в Америке.

В самой Севилье происходит действие семи знаменитых опер: «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Сила судьбы» Верди, «Фиделио» Бетховена, «Севильский цирюльник» Россини, «Кармен» Бизе и «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» Паизиелло. Город является местом действия в романе Артуро Переса-Реверте «Кожа для барабана, или Севильское причастие» и в трагедии Лопе де Вега «Звезда Севильи».

Исскуство Андалусии XVIII века
Развлечения простолюдинов

0

9

Быт: нравы и обычаи, обращение

Испанские имена и фамилии, уменьшительная форма имени.

Имена
При крещении детям можно давать сколько угодно имен, в зависимости от желания родителей. Обычно старшему сыну дают первое имя в честь отца, а второе в честь деда по отцу, а старшей дочери - имя матери и имя бабушки по материнской линии.
Основной источник имен в Испании - это католические святцы.

Уменьшительные имена
Испанцы - великие мастера образовывать уменьшительные имена. Самый простой способ - это добавление к имени уменьшительных суффиксов: Габриэль - Габриэлито, Фидель - Фиделито, Хуана - Хуанита. Если имя слишком длинное, то от него "отрывается" основная часть, а дальше в ход идет все тот же суффикс: Консепсьон - Кончита, Гвадалупе - Лупита и Лупилья. Иногда используются усеченные формы имен: Габриэль - Габи или Габри, Тереса - Тере.
Впрочем, не все так просто. Иногда опознать связь между уменьшительным и полным именем на слух вообще невозможно: например, маленького Франсиско дома могут называть Панчо, Пако или Курро, Эдуардо - Лало, Альфонсо - Хончо,  Анунсиасьон - Чон или Чонита, Хесуса - Чучо, Чуй или Чус. Разница между полной и уменьшительной формой, как видим, огромна.
Положение осложняется тем, что у разных имен могут быть одинаковые уменьшительные: Ленчо - Флоренсио и Лоренсо, Чичо - Сальвадор и Нарсисо, Чело - Анхелес и Консуэло (женские имена), а также Селио и Марсело (мужские).
Уменьшительные формы образуются не только от отдельных имен, но и от двойных:
    Хосе-Мария - Чема
    Хосе Анхель - Чанхель
    Хуан Карлос - Хуанка, Хуанкар, Хуанки
    Мария Луиса - Мариса
    Хесус Рамон - Хесусра, Хера, Херра, Чуймончо, Чуймончи
Иногда подобное сращение имен дает довольно-таки шокирующий результат: например, Лусию Фернанду могут называть… Лусифер (Lucifer, по-испански - Люцифер).
Нельзя не отметить, что в разговорной речи личные имена в своей полной форме встречаются не так уж и часто. Эмоциональные испанцы любят подчеркивать свое дружеское (а иногда и фамильярное) отношение к человеку, называя его уменьшительно-ласкательным именем: Juanito (Juan), Nando (Fernando), Paquito (Francisco), Rosita (Rosa), Conchita (Concepción) и т.д.

Фамилий у испанцев две: отцовская и материнская. При этом отцовская фамилия (apellido paterno) ставится перед материнской (apellido materno): Федерико Гарсия Лорка (отец - Федерико Гарсия Родригес, мать - Висента Лорка Ромеро). При официальном обращении используется только отцовская фамилия: соответственно, испанского поэта современники называли сеньор Гарсия, а не сеньор Лорка.
(Правда, из этого правила бывают исключения: Пабло Пикассо (полное имя - Пабло Руис Пикассо) стал известен не под отцовской фамилией Руис, а под материнской - Пикассо. Дело в том, что Руисов в Испании не меньше, чем Ивановых в России, зато фамилия Пикассо встречается намного реже и звучит гораздо "индивидуальнее").
По наследству обычно передается только основная фамилия отца, но в некоторых случаях (как правило, в дворянских семьях, а также у басков) детям передается и материнские фамилии родителей (фактически - фамилии бабушек с обеих сторон).

В некоторых местностях существует традиция прибавлять к фамилии имя местности, где родился носитель этой фамилии или его предки. Например, если человека зовут Хуан Антонио Гомес Гонсалес де Сан-Хосе, то в данном случае Гомес - это первая, отцовская фамилия, а Гонсалес де Сан-Хосе - вторая, материнская. В данном случае частица "де" не является показателем дворянского происхождения, как во Франции, а просто означает, что предки матери нашего Хуана Антонио были родом из городка или деревни под названием Сан-Хосе.
Иногда отцовская и материнская фамилии разделяются частицей "и": Франсиско де Гойя-и-Лусиэнтес, Хосе Ортега-и-Гассет. В русской транскрипции такие фамилии принято писать через дефис, хотя в оригинале они обычно пишутся без разделительных знаков: Francisco de Goya y Lucientes, José Ortega y Gasset.

При замужестве испанки не меняют фамилию, а просто прибавляют к apellido paterno фамилию мужа: например, Лаура Риарио Мартинес, выйдя замуж за человека по фамилии Маркес, может подписываться Лаура Риарио де Маркес или Лаура Риарио, сеньора Маркес.

Значение испанских имен

Если есть желание узнать значение имен или фамилий или их историю, Вам сюда, сюда или сюда - "генератор имен", для страждущих оригинальности.

Распространенные испанские имена и фамилии

А
Астуриас (ф)
Адриана(и)
Альмудена(и)
Б
Батиста(ф)
В
Варгас(ф)
Варела(ф)
Васкес(ф)
Веласкес(ф)
Венансио(и)
Вильота(ф)
Вилья(ф)
Вильялобос(ф)
Вильяр(ф)
Г
Габриэль(и)
Гальего
Гальярдо
Гарса
Гарсиа
Гонсалес (и/ф)
Гранадос
Гутьеррес
Д
Дельгадо
Диас
Диего(и)
Диес
Домингес
Дорадо
И
Иглесиас
К
Кабесон
Кабрера
Кальво
Карбахаль
Карвахаль
Кардосо
Каррерас
Каррильо
Кастро
Керехета
Кинтана
Кирос
Контрерас
Кордеро
Кордоба
Корнехо
Кортасар
Креспо
Крус
Куэвас
Куэльяр (значения)
Куэнка
Л
Лангара
Ласкано
Леаль
Ледесма (значения)
Леон
Леон (фамилия)
Линарес
Лопес
Лосано
Луке
М
Мадригаль
Мальдонадо
Мальярино
Манрике
Мартинес
Мариса(и)
Марисоль(и)
Мендес
Мендоса
Менендес
Меркадер
Мерседес (и/ф)
Молина
Монтальво
Монтойя
Морено
Мударра
Н
Наварро
Надаль
Нарваэс
Нобоа
Новарро
Норьега
Нуньес
О
Окампо
Ореха
Ортега
Ортис
Осорио
Охеда
Очоа
П
Паласиос
Паредес
Пелаэс
Пенья
Пеньяте (фамилия)
Перальта
Перес
Пинеда
Пиночет
Пиньяр
Пла
Пласа
Посо
Р
Рабаль
Рамирес
Рамон
Рамона(и)
Редондо
Рей
Рейносо
Рибальта
Робледо
Роблес
Родригес
Роса (и)
Росарио(и)
Рохо
Руис
Руэда
С
Сааведра
Савала
Сайас
Сайнс
Саласар
Сальгадо
Сальседо
Самора
Сандоваль
Сантьяго(и)
Санчес
Сапата
Сарагоса
Сарате
Саэнс
Саэс
Себальос
Седрон
Селая
Сепеда
Сепульведа
Сервантес
Сильва
Сиснерос
Сомоса
Соррилья
Сотомайор
Суарес
Суасо
Суньига
Т
Торре
У
Угарте
Уго
Ф
Фернандес
Х
Херонимо
Хоакин
Хорхе
Хоселито
Хуарес(ф)
Ч
Чавес
Э
Эрнандес
Эктор(и)
Я
Яньес

Обращение

Для испанского языка наиболее характерными считаются лексические обращения Дон-Донья и Сеньор-Сеньора-Сеньорита. Со словами Дон и Сеньор обращаются к мужчинам, а Донья, Сеньора и Сеньорита – к женщинам, причем сеньоритой можно назвать только незамужнюю женщину или девушку.

Дон-Донья - титул, прежде принадлежавший лицам королевской крови, потом жаловался за заслуги. Используется аристократами в более неформальной обстановке, для выражения своего почтения собеседнику и всегда употребляются с именами.

Также для разговорно-фамильярного общения характерны такие обращения, как: mujer (женщина), hija (дочка), niña (девочка), nena (деточка) и т.д., причем не имеет значения, обращаются так к маленькой девочке или даме средних лет.
При обращении к лицам мужского пола употребимы такие слова: hombre (мужчина), chico (парень), joven (молодой человек), muchacho (юноша), niño (мальчик), hijo (сынок).

Зачастую экспрессивные испанцы могут выразить свое расположение к человеку, обратившись к нему Cariño (любовь), Mi amor (моя любовь), Vida mía (жизнь моя), Bonitо(a) (милый(ая)), Queridо(a) (дорогой (ая)), Tesoro (сокровище) и т.д.

0

10

Быт: кухня и продукты.

Продукты обычные и экзотические.
http://s2.uploads.ru/t/k5r4L.png

На сельскохозяйственных рынках в описываемое нами время не продавали экзотические и дорогостоящие овощи или специи, наподобие перца или корицы, или ванили. Пряности являлись
настолько драгоценным товаром, что составляли предмет контрабанды, за "острова специй" шли военные действия, и шпионы вывозили саженцы пряных растений из владений Голландии, которая была лидером и крепко держала свою монополию в контактах с поставщиками, например, перца из азиатских стран. (Ох уж эта Голландия, царица "специй")
Американский перец чили - хотя и привозили в Испанию, но также не торговали им просто с крестьянских лотков. Магазины специй - это маленькие и хорошо охраняемые крепости, торговцы специями - богатые люди.
Цены на специи упадут только в 19 веке, а до тех пор перец и прочие изыски были настолько дороги, что их видели лишь на столах действительно богатых людей, и отнюдь не ремесленников, зарабатывающих своими руками - разве что мастеров гильдий. На пряностях экономили, каждая крупинка была под контролем, и в кухнях богатых домов за специи отвечал особый человек, обычно мажордом, дворецкий, державший ключи от серебра, винного погреба, шкафа с чаем и пряностями. Он выдавал их кухаркам строго по весу для приготовления определенных блюд.[/align]
В ту эпоху для простых людей пряными растениями были лук, чеснок, местные травы и коренья наподобие сельдерея-петрушки. Лук употребляли в большом количестве.

Также с чаем и кофе. Само название "чайный клипер"- должно напомнить, о каком дорогом и ценном товаре идет речь. Кофе только-только вошел в обиход, и "кофейни" являются высококлассными салонами для благородных людей.

Помидоры и картошка. Станут обыденными и привычными в 19-21 веках, а в текущее игровое время они считались ЯДОВИТЫМИ! Эти "кустики"начинали свой путь по Европе как декоративные цветочки и росли в горшках у цветоводов, поскольку имели удивительные соцветия и красивые плоды.
Только в конце 18 - начале 19 веков томаты причислили к овощным, а не декоративным культурам. В 18 веке лишь редкие гурманы из томатов рисковали готовить в Италии и Испании соусы, эти эпизодические выверты записаны в истории кулинарии.
Известно, что лишь с 1793 помидоры стали поступать на рынки Парижа. Так что в 1750-м бедняги крестьяне даже и в Испании никак не могли  привозить на рынок помидоры, не было смысла выращивать товар, за продажу которого тебя могут схватить как отравителя.

Еще момент, просто для справки: Европа получала свои поставки на кораблях, в объезд, а, например, Россия - напрямую, сухопутными караванами из Азии.

Кухня Андалусии

Кухня Андалусии чрезвычайно разнообразна. Так блюда, которые готовят на побережье, отличаются от блюд, приготовленных во внутренних районах Андалусии.
Андалузская кухня имеет более чем 800-летнюю историю. Судя по дошедшим до современности рецептам, в основном жители Андалусии ели рыбу, ячмень, пшеницу, мясо.

Характерными чертами андалузской кухни сегодня является активное использование   оливкового масла, рыбы и мяса. В кондитерском деле основными ингредиентами являются мед и миндаль.  Наиболее примечательными десертами являются медовое и миндальное печенье и пончики.

Для Андалусии характерна жареная пища. Готовят её на оливковом масле. При её приготовлении  используют только муку, без яиц и каких либо других ингредиентов.

В Андалусии очень любят моллюсков, тунца, креветки, анчоусов, кальмаров, каракатиц и другие дары моря. Особенно это касается жителей прибрежных областей.

Что касается мясных блюд, то их готовят из особого сорта свиньи – иберийской и из мяса диких зверей (кабана, оленя, куропатки, косули). Иберийскую свинью кормят исключительно желудями каменного дуба, отчего её мясо приобретает особенный вкус. На весь мир знаменита Горная ветчина, которую готовят из мяса иберийской свиньи.

Особую роль в андалузской кухне играют овощи. Из овощей готовят холодные и теплые супы на основе масла, уксуса, чеснока, хлеба. Это такие супы как  гаспачо, салморехо, полевой суп. Среди зерновых культур особой популярностью пользуется рис.

Среди молочных продуктов выделяются продукты на основе овечьего молока, козий сыр.

http://www.paradisemarbellarealty.com/ru/wp-content/uploads/sites/2/2015/02/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B4%D0%B0-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D1%821.jpg

На кухню Андалусии большое влияние оказала марокканская культура. Мавры познакомили Андалусию с цитрусовыми, миндалем и рисом для паэльи. Именно Андалусия - родина холодного супа гаспачо (gaspacho). Сегодня его готовят из помидоров, оливкового масла, яблочного уксуса и чеснока. Но до того как в Европе появились помидоры, гаспачо готовили с белым виноградом и миндалем, перетертыми вместе с помощью мавританской ступки и пестика. Андалусия также является родиной классического салата из апельсинов и remojon (соленой трески), escabeche (маринованной рыбы) и многих закусок тапас.

Вина Андалусии

Вина Андалусии известны во всём мире. Они имеют длительную историю. Так, например, портвейн и мадейра появились ещё в 16 веке.

Наиболее известные вина: херес, мансанилья, пахарете, белые вина из Кадиса, вина из Монтилья-Морилес в Кордове, вина из Кондадо в Уэльве, вина из Малаги и тинтилья из Рота. Также популярны местные ликёры, например: анисовый из Руте и Касалья-де-ла-Сьерра, а также ром из Гранады (Мотриль).

Если говорить о Хересе, то стоит сказать, что существует не только вино Херес, но и уксус Херес и бренди Херес. Особый вкус этого вина обязан виноградникам, растущим в этой местности: сочетание средиземноморского климата, особой почвы и условий, создаваемых виноградарями, делают вкус вина совершенно особенным.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5c/JerezTree.png

Особые вина делают и в Малаге. Они чрезвычайно разнообразны и по цвету, и по времени их приготовления и по цветочным и плодовым ароматам.

Шоколад

Этот напиток, привезенный к испанскому двору Кортесом, стал популярен: он составлял естественное дополнение дружеской беседы. Иезуит Роберти утверждает, что лучшие моменты, какие может представить дружба, это те, когда два друга вкушают вместе медленно чашку шоколада, смешивая сладкие глотки с еще более сладкими речами.

Шоколад настолько пришелся ко двору, что его стали пить во всех знатных домах.

Простые смертные попробовать напиток не могли: он был так дорог, что за сто зерен какао можно было купить хорошего раба.

Табак

В Испании и Португалии табак курили в форме, напоминающей современные сигары. В любом случае, в то время табак курили только богачи и те, кто посетили Новый Свет.
В Испании, первые сигары, были сделаны в Севилье в 1676 году, с использованием кубинского табака, в 1717 году была объявлена государственная монополия на сигары, и с 1731 года они выпускались королевскими фабриками Севильи.
Из книги Tobacco in History: The Cultures of Dependence
Сигары/сигариллы традиционно обернуты в листья табака, сигареты в сигаретную бумагу.
В Европе распространение сигарет началось после Крымской войны 1853—1856 гг. — русские и турецкие солдаты, чтобы покурить на привале, стали заворачивать табак в бумажные гильзы от пороха либо обрывки газет. Эта привычка была перенята английскими и французскими войсками в Крыму у турецких сослуживцев, далее в Англии было налажено их массовое производство. Первая сигаретная фабрика в Европе была построена в Лондоне.
Своим быстрым распространением сигареты обязаны изобретению в США в конце 1880-х машинки для их изготовления.
До этого времени табак нюхали именно так, как сейчас нюхают кокаин. Мелко рубили и вдыхали через свернутую трубку. Или просто в нос засовывали. Курили трубки.
В Испании курили сигары.
Конкретно то, что курили в Испании в 17-18вв, называлось papelate и считалось предшественником сигареты.

0

11

Быт: мода, костюм

Одежда и мода

http://s6.uploads.ru/aBZPu.pngТрадиционная испанская одежда делилась по регионам. Центральная и Южная часть  - это фламенко, сельская местность,  коррида и арабское влияние в костюме. Северная часть - более холодный регион и кельтское влияние в костюме.

Аристократия
На пороге нового века в 1700 году умер последний представитель династии Габсбургов на престоле Испании. Новый монарх являлся внуком Людовика XIV. В это время испанский костюм «офранцуживается» и берет абсолютный курс на моду, которую диктует Версаль. Однако сохраняет исключительные национальные черты. Вся Европа была покорена стилем ампир, а в Испании, между тем, в это время махо добралось до королевского двора - местная аристократия массово увлекалась всем «народным». Помимо открытой дерзости и свободы (будь то взрослый или детский), испанский костюм открыто подчеркивал национальную самоидентичность.

Махо-мужчина и маха-женщина – некое явление в испанском обществе. Это особый социальный слой населения, испанские щеголи, вышедшие из простого народа и подчеркивающие свое происхождение элементами одежды. Принято считать, что он сложился в Андалусии, а уже затем стал считаться эталоном и визитной карточкой, по которым и поныне узнают испанский народный костюм. Махи говорили на кастильском языке, щеголяли в национальных одеждах, в то время как знать предпочитала французскую моду. Мужчины из нижних классов общества самовыражались в некотором бретерстве, интересу к искусствам и вниманию к своей одежде. Почти стиляги своего времени, только наоборот: с интересом к национальному колориту. Горожанок, проживающих в небогатых ремесленных кварталах, называли махами. Темпераментные, обольстительные, насмешливые, гордые и независимые махи стали символом испанской женщины. Маха могла быть цыганкой, недавней провинциалкой, женщиной свободных нравов, куртизанкой. А испанская аристократия была не прочь поиграть в «простонародное».

Городской испанский женский костюм
Костюм махи состоял из следующих деталей:
- приталенный пиджак с широкими лацканами, корсет не использовался;
- мантилья – кружевная или шелковая длинная вуаль, одеваемая, как правило, поверх гребня (пейнеты), заколотого в прическу под прямым углом (наклон в ту или иную сторону считался вульгарностью) и свободными волнами спадающую на плечи и спину женщины. Во времена, когда испанский костюм изготавливался своими руками, каждая дама старалась сделать мантилью неповторимой, с характерными узорами. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с "жрицами любви" издал указ, обязывающий последних покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей – мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король. На юге, где климат не суров, мантилья воздушна и несет более декоративную нагрузку, чем функциональную. Различия в сословиях выражались, главным образом, в тонкости выделки ткани и гребня, в материалах и дополнительной отделке.
Также соблюдалась цветовое различие: замужние женщины носили черные мантильи (в сочетании с черными же платьями это, порой, навевало на торжественные, но скорбные мысли). Однако помимо цвета было еще правило о длине мантильи, особенно строго следили за соблюдением его у молодых девушек – речь идет о длине. Вуаль должна быть такой длины, чтобы при повороте головы вправо было закрыто левое плечо девушки, и наоборот. Впрочем, предусматривали незаметную фиксацию к одежде. Мантилья для торжественных случаев предусматривалась еще более длинной: спереди до кончиков пальцев руки, сзади до середины бедра - колен. Мантилья ни в коем случае не должна быть длиннее юбки, а гребень должен быть полностью закрыт тканью.

Считается, что мантилья - отголосок арабского прошлого Испании и является родственницей чадры. Женщины Андалусии всегда носили мантилью.
Венчают гребни водопад мантилий,
Мантильи дамам, как венцы, даны,
А сами дамы - бандерильи! -
В сердца мужские вонзены.
                 
                           Мигель Эрнандес
 

- гребень  (пейнета) имеет высоту 20 см и прямоугольную форму, с 4-5 зубцами. Для девушек допускался белый цвет и кремовый, для замужних женщин – черный и коричневый. Изготавливался из слоновой кости, черепахового панциря.  Носили его строго по средней линии - никаких "налево", особенно для замужних, не допускалось даже в такой мелочи, как закалывание гребня! Гребни украшались шикарной резьбой, но почти никогда не было инкрустаций камнями.
- юбка свободного кроя;
- шаль;
- веер – главный аксессуар того времени.

Мужской городской испанский костюм
На фоне черной женской мантильи, скрывающей не только голову, но и плечи, мужское одеяние выглядит более чем просто ярко. Отличить костюм простого водовоза от знатного кабальеро можно было только лишь по качеству материала его отделке и степени поношенности. Обычно в Испании простые люди ничем не обшивали свои пиджаки, в отличие от знати, которые легко могли себе позволить золотую и серебряную тесьму или вышивку. Однако даже они украшали свои наряды в рамках приличия, поскольку повседневная одежда у них всегда была повседневной и никто не стремился превратить ее в костюм для карнавала. Все испанцы одевались довольно пестро за исключением консерваторов, которые отдавали предпочтение костюмам черного цвета.
Итак сам костюм:
- сильно укороченный пиджак, больше напоминающей курточку. Он не застегивался, заканчивался на талии, позже французы назовут его «фигаро».
- короткий жилет, при этом всегда яркой расцветки.
- обтягивающие штаны длиной до колена и обильно декорированные.
- кушак – широкий пояс, зачастую цветной, в основном, шились красного цвета. Ширина пояса составляла около тридцати с лишним сантиметров. Такой пояс часто использовался в качестве кошелька, поскольку в складках плотно затянутого материала легко можно было спрятать монеты.
- плащ, окутывающий с ног до головы и с ярким подкладом.
- монтера или Треуголка и сетка для волос.
- чулки.
- низко вырезанная обувь с металлическими пряжками.
- еще один нетипичный аксессуар, которым обладал как женский, так и мужской испанский костюм  – это наваха. Большой складной нож носили только простолюдины, связано это с запретом носить холодное крупное оружие.

[spoiler="Чуть подробнее в деталях кроя и шитья"]Мужской костюм со второй половины XVIII века претерпевает целый ряд изменений и в конце века окончательно упрощается в цвете и форме, раз и навсегда уступая первенство украшения женской моде. Но в период Регентства и расцвета рококо изящество, богатство и женственность его находятся еще в своем апогее. Кафтан плавно облегает тонкий стан, хотя полностью и не застегивается. В полы кафтана вставляется проволока или сильно проклеенная ткань, что дает право кавалеру дю Кап Веру (главное действующее лицо одноименной пьесы Вольтера) на примерке, обращаясь к портному, воскликнуть: «...сделайте мне полы так, чтобы, когда я вхожу в карету, они стояли, как панье у дам...» Широко распахнутые полы открывали камзол весту, который по форме был копией кафтана, но из легкой ткани на спине и летом без рукавов. Он мог быть и из однородной с кафтаном ткани, но чаще из узорной парчи, бархата, репса и атласа.

Рукава кафтана делали узкими и довольно короткими, с высокими отогнутыми манжетами, с богатыми украшениями или даже из узорной другой ткани. Из -под манжет высовывалась богатая кружевная оборка. В расстегнутом на груди камзоле виднелось жабо, также отделанное дорогим кружевом. Штаны-кюлот носили заправленными в высокие чулки или чаще застегивали под коленом. Ноги, обтянутые шелковым чулком, погружались в туфли с пряжками, на среднем каблуке.

Форма мужской одежды принимает общепринятую для всех классов конфигурацию. Сложность кроя, драгоценные отделки, богатство тканей делают эту общепринятость относительной.

В XVIII веке резко изменилась форма мужских париков. Военные, которым мешали длинные кудри парика, начали их завязывать сзади лентой и укладывать в шелковый мешочек. Парик принял маленькие размеры, делая мужскую голову похожей на женскую, что при изяществе и тонкости талии давало возможность сравнить мужчину с «порхающей бабочкой». У парика могли быть букли с боков и над лбом. Из бережного отношения к парику и из чувства предосторожности треуголку чаще всего носили под мышкой. Треуголки появились уже в конце царствования Людовика XIV, который в этот период изрек, что он не любит больших шляп, модных при его отце. Поэтому поля шляп еще в начале XVIII века уменьшили и скромно загнули вверх.

Дома мужчины ходили в халате и в домашних маленьких шапочках (под париком голову стригли). К халату-неглиже надевался в тон камзол. Это и составляло домашний костюм, в котором можно было принять посетителя.

С 1750 года известное упрощение коснулось и мужской одежды: исчезли торчащие полы кафтана, удлинились и сузились рукава, уменьшились размеры манжет, баски камзола, изменился весь объем мужского костюма. Строгость сказалась и на рисунках тканей: прихотливо изогнутые линии рисунков постепенно вышли из моды, их заменил мелкий растительный орнамент, расположенный вертикальной полосой.

В современной Испании большая часть элементов традиционного костюма 18 века перешла в одежду тореадора.

Костюм матадора.http://assets2.domestika.org/project-items/000/230/942/Manolete-2-big.jpg

Традиционный костюм матадора. Он состоял из плотного жакета, богато вышитого золотом, обтягивающих брюк до колена, белых или цветных носков, черных ботинок и особой черной шляпы.
http://s6.uploads.ru/t/gKtdo.jpg

Костюм XVIII века (нижний сегмент среднего класса, простолюдины)

Традиционная испанская одежда делится по регионам. Центральная и Южная часть  - это фламенко, сельская местность,  коррида и арабское влияние в костюме. Северная часть - более холодный регион и кельтское влияние в костюме.

Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке.
Рефахо (Refajo) - это нижняя объёмная юбка, она тоже цветная и её украшают. Одевается непосредственно под верхнюю юбку - Saya, которая шерстяная или хлопковая.Шьётся из тканей разных фактур и различных цветов. По низу украшается кантом, прошивками, вышивкой, аппликацией и т.д. По линии талии укрепляется завязками. Верхнюю юбку закрепляют так, чтобы была видна юбка-рефахо, так как она обильно украшена. В зимний период эти юбки вяжутся или шьются из более толстых тканей.
Девушки обычно шили себе юбки, состоящие из нескольких слоёв (оборок), нашиваемых друг на друга. Количество слоёв юбки не превышало четырёх и каждый последующий слой был короче предыдущего.
Причёска простая: волосы носили длинные, расчёсывали их на пробор, а косу укладывали на затылке „корзиночкой“.
Мужской костюм провинции Андалусия выглядит так: белые рубахи, самые обыкновенные длинные брюки, которые дополняются светлыми гетрами, куртки и жилеты разного покроя, а также матерчатые широкие пояса.

http://s3.uploads.ru/t/RJ9ea.jpg
http://s2.uploads.ru/t/pFteu.jpg
http://sg.uploads.ru/t/HaT3V.jpg
http://s6.uploads.ru/t/XsuRj.jpg
http://s7.uploads.ru/t/4NBGL.jpg

0

12

Мода Франции несомненно отличалась от испанской, более сдержанной, скуповатой на роскошь, но поскольку у нас могут заезжать гости из разных стран, то предлагаю такой интересный, познавательный и очень наглядный материал по французской моде того времени.
Мужской костюм.

Отредактировано Тео Вега (2019-01-16 14:17:57)

+2

13

Archivo General de Indias.
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/33/30/17/33301717b38b250b25d7a404794f1f46.jpg

Содержит ценные документы, иллюстрирующие историю Испанской империи.

Появление строения относят к 1572 году, когда Филипп II поручил архитектору Эскориала Хуану де Эррера создать здание для севильской гильдии купцов Консуладо-де-меркадерес (Casa Lonja de Mercaderes). До этого купцы Севильи предпочитали торговать под прохладными сводами собора.

Здание бывшей Биржи построено по проекту Хуана де Эрреры. Здесь собраны фонды основных колониальных ведомств, созданных после открытия Америки: Совета по делам Индий, Торговой палаты, консульств Севильи и Кадиса и многих других. Девять километров стеллажей и сорок три тысячи сто семьдесят пять папок. В этих папках - оригиналы рукописей Магеллана, Франсиско Писарро и Эрнана Кортеса, дневник Христофора Колумба. В залах Архива можно увидеть, например, карту Мексиканского залива, берег, впервые нанесенный на пергамент выцветшими чернилами, или отчеты королевских чиновников об ущербе, понесенном от нападения пиратов: столько-то кораблей потоплено, сундуков с золотом украдено, поселений разграблено.

В 1785 году указом Карла III в здание был перенесён архив Совета Индий с целью объединения всех документов, относящихся к огромной морской империи. До этого времени они располагались в разных местах — в Симанкасе, Кадисе и Севилье, где для них уже не хватало места.

В архиве содержится множество материалов начиная от первых конкистадоров до конца XIX века. В нём находится запрос Мигеля де Сервантеса на официальный пост, папская булла демаркации Inter caetera папы Александра VI, которая поделила мир между Испанией и Португалией, журнал Христофора Колумба, карты и планы колониальных городов, а также другие документы, показывающие механизм работы огромной колониальной империи.

В настоящее время суммарная длина полок в архиве Индий составляет 9 км, на которых находятся 43 тыс. томов и около 80 млн страниц.

Архитектура. Экспонаты. Интерьер.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/Archivo_de_indias.jpg
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/c7/98/1f/c7981f253d880a114f6304dba7f72e83.jpg
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/b2/59/83/b25983efb870fa39fde2758fabe2a4d8.jpg
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/f4/01/09/f4010965b9287feee3f128c2b806fc18.jpg
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/28/8a/5a/288a5aa99377a1591284fb4b56dd4c75.jpg
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/48/3d/64/483d643f6ddb7d43de13cc2161cc2eac.jpg

Экспонаты.
Взгляд на Новый Мир.
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/bf/79/a7/bf79a7dd6ef42c1f1821f1652e5e7193.jpg

Карта залива и города Portobello (1688)
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/db/e3/94/dbe394ffdfa6b2e87f2aa0b7c757ca03.jpg

Один из проектов города.
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/fd/ca/ae/fdcaaec3a29cf42bc0d0f94e8b0a0e6d.jpg

Экспонат экспозиции "Испанская кампания в Южных Морях".
https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/37/0e/b5/370eb545504385b7be71e7749c33d943.jpg

Galería. Alonso de Vandelvira (1599)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Archivo_General_de_Indias._Sevilla.jpg

Patio del archivo de Indias en Sevilla.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Archivo_de_indias_patio.jpg

A "Continental" bill of four Spanish dollars issued by the U.S. Continental Congress in 1776. Archivo General de Indias, Seville, Spain.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ … r_1776.JPG

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Sevilla_Spain_Calle-Fray-Ceferino-Gonzales-01.jpg

Сайт самого Архива. На испанском языке.(Вот было бы здорово, если бы кто-нибудь сумел перевести)
http://www.mecd.gob.es/cultura-mecd/are … rtada.html
Виртуальная экскурсия по нем.(тоже на испанском, но посмотреть интересно)
http://www.mecd.gob.es/cultura-mecd/are … rtual.html

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Маяк » Archivo General de Indias » Archivo General de Indias, Sevilla. Архив и город Севилья.