Маяк

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Маяк » Archivo General de Indias » Sala de Historia y Gloria. История. Войны. Слава.


Sala de Historia y Gloria. История. Войны. Слава.

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

История Испании.
История испанской монархии, история королевства. Для удобства работы с материалами история разделена на несколько периодов.

0

2

История Испании: эпоха палеолита

Археологические находки, свидетельствующие о древнейших поселениях на территории Испании, относятся к эпохе палеолита. Это черепа неандертальцев, найденные на Гибралтаре, и каменные рубила вместе с черепами костями теплолюбивых видов животных (носорога Мерка, этрусского носорога, лошади Стенона), обнаруженные на нижнепалеолитической стоянке в Торральбе в провинции Сория. В долине реки Мансанарес близ Мадрида, были найдены более совершенные орудия среднего палеолита. Первобытные люди тогда, вероятно, мигрировали через территорию Европы и достигли Пиренейского полуострова.

В конце последнего оледенения на территории южной Франции и северной Испании существовала мадленская культура. Люди занимались охотой на северных оленей и других животных, устойчивых к холоду. Они изготовляли из кремня резцы, проколки и скребки и шили одежду из шкур. Мадленские охотники оставили на стенах пещер изображения животных: бизонов, мамонтов, лошадей, медведей, носорогов. Рисунки наносились острым камнем и раскрашивались минеральными красками. Хорошо известны рисунки на стенах пещеры Альтамира недалеко от Сантандера. Расцвет мадленской культуры пришелся по мнению ученых на период около 12-14 тысяч лет назад.

История Испании: эпоха неолита

К этому периоду относится первая неолитическая культура Эль Аргар, следы которой встречаются при археологических раскопках в Альмерии. Эта самая древняя культура бронзового века на полуострове. Развивалось сельское хозяйство, металлургия, народные промыслы и керамика. Об этом свидетельствуют археологические открытия в Эль Гарсель (4000 лет до нашей эры) и Лос Миллярес (порядка 2000 лет до нашей эры). Строятся поселения с оборонительными валами и рвами, заполнявшимися водой. Важными занятиями населения были земледелие, охота и рыбная ловля.

Еще немного о неолите.

В III тысячелетии до нашей эры уже существовали многочисленные укрепленные городские поселения, окруженные полями, где выращивались зерновые культуры. В качестве гробниц использовались большие прямоугольные или трапециевидные каменные помещения. Чуть позднее благодаря открытию бронзы появились металлические орудия. К последнему периоду бронзового века относят и появление Тартесса, высоко развитой культуры, жители которого знали письмо и достигли высокого уровня цивилизации, основанной на главенстве металлургии, мореплавании и торговле с другими народами. Тартесс располагался в нижнем течении Гвадалквивира и в районе Антекеры, с предполагаемой столицей в районе Кадиса или Уэльвы, и исчез приблизительно в VI столетии до нашей эры. Эта культура распространилась также на север в долину рек Эбро, где положила начало греко-иберийской цивилизации. С тех пор эта территория была густо заселена родоплеменными общинами, которые занимались сельским хозяйством, добычей полезных ископаемых, изготовлением гончарных изделий и различных металлических орудий.

В первом тысячелетии до нашей эры через Пиренеи прокатилось несколько волн нашествий. Где-то уже с XII века до нашей эры на территорию современной Испании начали проникать индоевропейские народы. Первое нашествие протокельтов на север и центральную часть Иберии относят к периоду XII-VIII веков до н.э., последующее - к VIII-VI векам до н.э. В центральной части полуострова они смешались с иберами - хамитскими племенами, пришедшими из Северной Африки и осевшими на юге и востоке. Так образовалась народность кельтоиберов.

Примерно в то же время искусные мореплаватели финикийцы достигли южного побережья Пиренейского полуострова, а в XI веке до нашей эры ими был основан самый древний город Европы Гадир или Гадес (Кадис). На восточном побережье обосновались греческие колонизаторы, прибывшие сюда в VII столетии до н.э. в надежде установить выгодные торговые отношения с королевством Тартессов и познакомиться с секретами металлургии. Они основали города Майнаке (ныне Торре дель Мар) и Эмпорион.

После 680 года до нашей эры Карфаген стал основным центром финикийской цивилизации, и карфагеняне установили торговую монополию в Гибралтарском проливе, чему очень благоприятствовало географическое расположение этого полуострова. Карфагеняне торговали с Тартесской федерацией, но практически не предпринимали попыток для ее завоевания до тех пор, пока не потерпели поражение от Рима в Первой Пунической войне (264-241 годы до нашей эры).

К III столетию до нашей эры карфагеняне, отделившиеся от финикийской метрополии, начали уверенно овладевать югом и юго-востоком полуострова. Карфагенский военачальник Гамилькар создал Пуническую империю и перенес столицу в Картахену (Новый Карфаген). Его сын Ганнибал в 220 году до н.э. напал на Сагунт, город, находившийся под защитой Рима, и в последовавшей войне карфагеняне вторглись в Италию. Однако в 209 году римляне захватили Картахену, прошли через территорию всей Андалусии и спустя три года вынудили сдаться Гадир (Кадис).

0

3

История Испании: римская оккупация

В 206 году до нашей эры римляне, благодаря победам Сципиона, разбили карфагенян, и началась романизация полуострова. Еще в период войны римляне установили полный контроль над восточным побережьем Пиренейского полуострова, так называемой Ближней Испанией. Был установлен союз с греками, которым предоставили власть над Карфагенской Андалусией и менее известными внутренними районами полуострова, так называемой Дальней Испанией. Вторгшись в долину реки Эбро, римляне в 182 до нашей эры одержали победу над кельтиберийскими племенами. В 139 до нашей эры были покорены лузитаны и кельты, преобладавшие в составе населения долины реки Тахо, войска римлян вошли на территорию Португалии и разместили свои гарнизоны в Галисии. Земли кантабров и других племен северного побережья были завоеваны в период между 29 и 19 годами до нашей эры.

К I веку нашей эры Андалусия испытала сильное римское влияние, и местные языки были забыты. Римляне проложили сеть дорог во внутренней части Пиренейского полуострова, а местные племена, оказавшие сопротивление, были переселены в отдаленные районы. Под властью Рима оказывается вся Испания, а южная часть полуострова становится самой романизированной из всех провинций страны.

Испанская колония стала родиной императоров Траяна, Адриана и Феодосия Великого, писателей Марциала, Квинтилиана, Сенеку и поэта Лукана. В таких крупных центрах Римской Испании, как Тарракон (Таррагона), Италика (близ Севильи) и Эмерита (Мерида), были сооружены памятники, арены, театры и ипподромы. Были возведены мосты и акведуки, а через морские порты (особенно в Андалусии) активно осуществлялась торговля металлами, оливковым маслом, винами, пшеницей и другими товарами. К 74 году нашей эры всем испанцам было даровано полное гражданство Римской империи. На эту же эпоху, кстати, пришлось и завоевание римлянами древней Англии.

Христианство проникло в Испанию через Андалусию в I-II веках нашей эры, а еще спустя столетие в главных городах полуострова уже существовали христианские общины. Первоначально римляне мешали распространению новой веры, преследуя и предавая мученической смерти христиан. Однако христианство распространилось по всей территории Испании, а дошедшие до нас документы собора, состоявшегося в Илиберисе близ Гранады в 306 году (или около того), свидетельствуют, что христианская церковь имела хорошую организационную структуру еще до крещения римского императора Константина в 312 году.

0

4

История Испании: вестготский период

В 409 году Испания подверглась вторжению огромной армии германских племен, а к 419 году образовалось Вестготское королевство со столицей в городе Толедо. В 468 году король Эйрих расселил своих приверженцев в северной Испании, а после заключения пакта с Римом о своих военных колониях в 476 году, вестготы уже окончательно осели на полуострове. Вскоре римский император Зенон официально признал переход всей Испании под власть Эйриха.

Вестготы приняли арианство, которое было осуждено как ересь на Никейском соборе в 325 году, и создали касту аристократов. Их жестокое обращение с местным населением, в основном католиками на юге Пиренейского полуострова, послужило причиной мятежа в Бетике (Андалусия) в 552 году. На помощь Атанахильдо, здешнего наместника, провозгласившего себя королём, приходят войска Восточной Римской империи. Византийцы захватывают Бетику и остаются в юго-восточных районах Испании вплоть до VII века.

Король Атанагильд, правивиший в 554-567 годах, сделал столицей Толедо и отвоевал Севилью у византийцев. Его преемник, Леовигильд (568-586 годы правления), занял со своими войсками в 572 году город Кордову, реформировал законы в пользу католиков юга и попытался заменить выборную монархию вестготов на наследственную. Следующий король - Рекаред (правил в 586-601 годах) - объявил о своем отказе от арианства и обращении в католицизм, который в 587 году признается государственной религией, тем самым стирая границы между готами и романо-испанцами.

После его смерти наступила арианская реакция, но с восшествием на престол Сисебута (612-621) католичество вновь обрело статус государственной религии. Первый вестготский король, правивший всей Испанией, Свинтила (621-631) был возведен на престол епископом Исидором Севильским. В это время резиденцией католической церкви становится город Толедо. Правление короля Реккесвинта (653-672) ознаменовалось введением знаменитого свода законов "Либер Юдициорум". Он отменял имевшиеся правовые различия между вестготами и местными народами. После смерти Реккесвинта обострилась борьба между претендентами на престол в условиях выборной монархии. В то же время заметно ослабла власть короля, и непрерывные дворцовые заговоры и мятежи не прекращались вплоть до крушения вестготского государства в 711 году. Начавшиеся междоусобные войны ослабили вестготское королевство и позволили мусульманам захватить полуостров.

0

5

История Испании: арабский период

19 июля 711 года арабские войско под предводительством Тарика высадилось в Тарифе и разбило в битве на реке Гвадалете армию дона Родриго, последнего вестготского короля. Два года спустя вестготы проиграли битве у Сегоюэлы. Эти события предрешили судьбу вестготского королевства. За пять лет арабы заняли почти весь полуостров за исключением Кантабрии и Пиренейской части. Началась долгая эпоха арабского господства на испанской земле.

Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 года они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый Кордовский Эмират, а в 929 году Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала XI века. После 1031 года Кордовский халифат распался на множество мелких государств-эмиратов.

В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов - местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.

Господство веротерпимых мавров на юге приводит к культурному и экономическому подъему. В северных королевствах полуострова (Астурия, Леон, Старая Кастилия) мусульмане фактически не смогли установить господства. Именно здесь усиливается движение христианского сопротивления - реконкиста. Война за освобождение территорий, захваченных маврами, приводит к распаду мавританского государства на изолированные княжества.

0

6

Начало Реконкисты

РЕКОНК?ИСТА (исп. La reconquista, от reconquistar — отвоевывать) , отвоевание народами Пиренейского полуострова земель, завоеванных арабами в 711-15.

В 718 году отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга. Эта битва отметила начало Реконкисты - отвоевание христианами испанских земель у мусульман. Пелайо и его приемники создали небольшое, но крепкое королевство, в задачу которого вначале входило удерживать мавританцев, а затем, в конце концов вытеснить их дальше на юг.

Более развернуто о Реконкисте

Постепенно продвигаясь к реке Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия. Ее название произошло оно от "territorium castelle", что означает "земля зaмков". Мусульманские летописцы в конце VIII века называли ее "Аль-Кила" ("зaмки"). На ранних этапах Реконкисты возникли два политических христианских ядра на территории полуострова. Первое – на восточных территориях Испании. Королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в X столетии, стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035 году. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В восточных районах полуострова существовали христианские государства - королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035 году, и различные графства, связанные с королевством франков. Большинство графств имело каталонскую этно-лингвистическую направленность. Центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю, что позволяло вести оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 году Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в XIII веке значительно расширило свою территорию к югу (до самой области Мурсия), присоединив заодно также Балеарские острова (небольшой архипелаг на западе Средиземного моря).

В 1085 году Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от реки Дуэро до реки Тахо. В 1094 году кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию.

Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился около 1040 года в Биваре (близ Бургоса). В 1079 году король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от арабского "сеид", то есть "господин"). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099 году.

Кастильский эпос "Песнь о моем Сиде", созданный около 1140 года, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Окончание Реконкисты

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, чему активно способствовал Альфонс I Воитель, правивший Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134 годы. Во время его правления у мавров была отвоевана большая часть долины реки Эбро, а войска французских крестоносцев взяли такие важные города, как Сарагоса, Тарасона и Калатаюд. Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.

Окончание Реконкисты. Развернуто

Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. Эмир Севильи Аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке в 1086 году. В 1102 году, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия. Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу XII века их вытеснили Альмохады - мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году, их власть пошатнулась.

На протяжении XIII века христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213-1276) завоевал Балеарские острова, а в 1238 году - и Валенсию. В 1236 году король Фердинанд III, объединивший Кастилию и Леон, взял Кордову. Мурсия сдалась кастильцам в 1243 году, а спустя четыре года Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492 года.

Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории, а также сам город, были почти полностью очищены от мусульман. А центральные и южные районы населяли в основном мудехары - мусульмане, которым было разрешено остаться на христианских землях. Однако в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 году почти все мусульмане были выселены.

Довольно интересный реферат по тем с мусульманской колокольни

Понятия «конкиста» и «реконкиста» связаны между собой только своим корнем – «конкиста», что в переводе с испанского означает «завоевание». Реконкиста в свою очередь означает «отвоевывание».
Эти термины возникли последовательно. Сначала возник термин «реконкиста» - он относился к почти восьми вековому процессу «возврата» Пиренейского полуострова христианскими государствами. Практически сразу после окончательного изгнания арабов с территории нынешней Испании и Португалии появился термин «конкиста». Он уже относился к абсолютно новому процессу в политике Западной Европы – к «завоеванию» новых земель Нового Света, открытие которого произошло в один год с падением Гранады, последнего оплота исламского мира в Европе.

Появившись в седьмом веке на Аравийском полуострове, Пророк Мухаммед принес арабским народам не только Коран, но и основанную на нем четкую государственную и управленческую политику. Это позволило за очень короткий промежуток времени расширить границы Арабского Халифата на достаточно большую территорию довольно мирным путем. Секретом такого мирного покорения земель была беспрецедентная на тот момент времени религия, которая очень терпимо относилась к другим религиям и культам и если не поддерживалась, то, по крайней мере, не вызывала особого недовольства местных жителей в связи со «сменой правительства».
Таким образом, к началу 8 века арабы высадились на Пиренейском полуострове и начали постепенный захват территорий. Вестготское королевство, которое в тот момент располагалось на этой территории - было раздираемо внутренними распрями и интригами, поэтому не смогло оказать достойного сопротивления высоко-дисциплинированной армии завоевателей.
По иронии судьбы на тот момент у арабов не было флота и они не смогли самостоятельно переправиться через Гибралтарский пролив.
Было заключено соглашение между претендентом на королевский трон вестготов Агилой и одним из командиров арабов Тариком бен Зиядом об оказании помощи последним. Такое соглашение не было первым, военные союзы между берберами (коренными жителями территории нынешнего Марокко и Алжира) и европейскими правителями были не редкостью, но в этот раз все пошло не так как задумывалось.
Арабский губернатор Магриба, Муса ибн Нусияр обсуждал вопрос помощи Агиле с халифом аль-Валидом, который возразил ему: "Остерегайся рисковать мусульманами через опасности моря неистовых бурь". Несмотря на ответ халифа, Муса не устоял перед искушением завладеть вестготской казной. В июле 710 года небольшой отряд берберов пересек пролив. В конце 710 года Тарик сообщил Мусе о том, что пролив можно пересечь свободно, и получил приказ готовить в Танжере новую экспедицию.
Весной 711 года Тарик высадился на скале, которая в настоящее время называется Гибралтаром, и недалеко от этого места основал крепость Альхесирас. Через несколько дней об этом узнал осаждающий Памплону Родерих (король вестготов, противник Агилы), который не сомневался в цели арабской экспедиции. Чтобы откреститься от обвинения в призыве к вторжению неверных на землю вестготов, Агила предложил перемирие для совместного похода против арабов. Обе армии стремительно двинулись к Бетике, где соединились с войсками из других провинций. Но сам Агила остался на Севере. Витизианцы Бетики не выразили никакой враждебности против арабов, но также и не отказали в поддержке Родериху.
Тем временем, Тарик оказался прижатым к морю и без ясной поддержки витизианцев. Родерих созвал армию сопротивления в Кордове, граф которой был одним из его главных сторонников. Через некоторое время витизианцы Бетики все же присоединились к армии Родериха. Тарик располагал семью тысячами воинов, но вскоре Муса прислал ему в помощь еще пять тысяч берберов.
Сражение между обеими армиями состоялось между 19 и 26 июля у реки Гвадалетты в урочище Ханда. Первые стычки начались 19 июля, и столкновения, с некоторыми перемириями, длились до 26 июля. Известно, что Оппа и Сисиберт, братья Витицы (отец Агилы), возглавляли фланги вестготской армии и предали Родериха. Готы были разбиты. Судьба Родериха неизвестна. Скорее всего, он утонул. Его сторонники оставили Бетику, Карфагению, Толедо и бежали в Лузитанию и Галисию. Часть феодалов-родригианцев прибыла в Толедо, где известие о гибели короля и поражении вестготского войска вызвали замешательство и деморализацию в рядах родригианцев; к власти в столице пришли сторонники Агилы, которых особенно много было среди духовенства. Из столицы скрылся также архиепископ Толедо, Синдеред, который поддерживал Родериха. Вскоре он объявился в Риме, и горестно сообщил римскому папе Константину о падении христианства на Пиренеях. В Толедо высшее духовенство и витицианская знать объявили королем Агилу (хотя его не было в столице), а в Мериде феодалы-родригианцы (вероятно, уведомленные о смерти Родериха) провозгласили нового короля, имя которого неизвестно. Он стал лидером готского сопротивления в Лузитании и погиб в сражении против Мусы, арабского правителя Ифрикии, в конце 713 года.
С этого момента завоевание Пиренеев арабами пошло полным ходом. Как уже упоминалось выше, терпимое отношение к традиционным верованиям и культам, позволило быстро установить новый порядок на завоеванных землях без особого сопротивления коренного населения.
Не везде захват территорий сопровождался военными действиями. Например до нас дошел договор между Азизом и герцогом Теодомиром, правителем области на юго-востоке Испании (область вокруг современного Аликанте), договаривается с Абд аль-Азизом. В договоре, который они подписывают, Теодомир принимает власть и защиту новых правителей с соответствующим налоговым обязательством, а также с условием, что и ему и его людям гарантируется свобода исповедания христианства. Договор объединяет семь городов и заканчивается уточнением цифр налогообложения. Также уточняется, что Теодомир “не даст убежища ни беглецам, ни врагам”. Соглашения подобные этому подписываются по всей стране.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Написанное адресовано Абд аль-Азизом Мусой ибн Нусайром Тудмиру ибн Аддушу.
Этот последний приобрел мир и принял обещание, чему свидетели Аллах и его Пророк, что его положение и положение его близких никак не изменится; что его суверенное не будет оспариваться; что его подданные не будут убиты, взяты в плен или разлучены со своими женами и детьми; что они не будут терпеть беспокойств, исповедуя свою веру; что их церкви не будут ни сожжены, ни лишены культовых предметов, которые в них находятся; все это до тех пор, пока он будет исполнять наложенные на него повинности. Мир даруется ему при условии передачи следующих семи городов: Орихуэла, Балтана, Аликанте, Мула, Вилена, Лорка и Элло. Кроме того, он не должен давать приюта кому-либо, бежавшему от нас, и нашему врагу, ни чинить препятствий тому, кому будет даровано наше прощение, ни таить секретов или сведений, относящихся к нашему врагу, если они будут ему известны. Он и его подданные будут ежегодно платить подушную подать, включая динар специями, четыре – уксусом, два – медом и два – маслом. Написано в месяце раджаб 94 года по Хиджре (апрель 713 г.).

О завоевывании Пиреней арабами можно написать еще очень много, но это выйдет далеко за рамки данного реферата, поэтому ограничимся некоторыми фактами и датами.
К 722 году арабами была завоевана почти вся территория нынешней Испании и Португалии. Остатки христианских государств и непокоренных народов сосредоточились в основном в предгорных и горных районов Пиреней. Естественная преграда оказалась непреодолимым препятствием для дальнейшего продвижения в Европу, поэтому в 722 году (дата неточная, по разным источникам эти события могли происходить в период с 718 по 721 г.г.) произошел перелом. Перелом наступил на территории маленького королевства Астурия, которое было первым христианским государством, основанном на Пиренейском полуострове после экспансии арабов. Основатель королевства – Пелайло, знатный вестгот, восставший против Мавританского правительства. Именно он нанес первое поражение маврам битве при Ковадонге. Ход событий этого исторического момента, который дошел до нас из детального описания Клаудио Санчес-Альборноса (1929 г.):
- Пелайо, восстав против мусульманского господства, скрывается на горе Аусева с сотней верных ему людей, от преследования Алькамы, подчиненного вали Анбасы, который приближается во главе отряда в несколько тысяч солдат.
- Укрепившись в Пещере Санта-Мария, Пелайо отказывается от призыва подчиниться, который ему передает лояльный арабам епископ Oппа. Последовавшая мусульманская атака с равнины оказалась безрезультатной.
- Мусульмане застигнуты врасплох внезапным ударом христиан со склонов долины. Алькама убит, а епископ Оппа попал в плен.
- Только около ста арабов сумели избежать бойни, но, отступая, попали под обвал в горах Пикос де Эуропа. Оставшиеся добрались до Лиебаны, где были снова попали в засаду.
- Оставшаяся часть мусульманского отряда через Пикос де Эуропа продолжила отступление.
Формально эта дата считается началом Реконкисты, но ее значение преувеличивать не стоит, т.к. в VIII веке на Пиренеях не было силы способной противостоять арабам. Пелайо был всего лишь королём маленького королевства, включавшего в себя горную территорию северо-западной части Испании, западнее Страны Басков, так же независимой от арабов.
Пелайо основал так же Астурийскую династию, которая пережила века и постепенно расширила границы королевства, пока вся северо-западная Испания не вошла в его пределы примерно к 775 году. В правление Альфонсо II (791—842) королевство продолжило экспансию на юг, почти до Лиссабона.
Процесс реконкисты шел с переменным успехом, потому что феодальные распри и неурядицы заставляли христианских правителей бороться друг с другом, а так же со своими вассалами. Случались и серьезные неудачи, к которым можно отнести, например, битву при Аларкосе.
В 1195 году из Марокко прибыла внушительная армия альмохадов (династия и государство в Северной Африке, особый расцвет получило в период реконкисты) под командованием Якуба аль-Мансура. Король Кастилии Альфонсо VIII просил о помощи других христианских королей. Откликнулся только король Португалии Санчо, который прислал отряд в Толедо в начале июля.
18 июля 1195 г. Альфонсо VIII приблизился к Аларкосу с рыцарями из Толедо. В пути к ним присоединились магистры военных орденов Сантьяго и Калатрава со своими рыцарями. В это время аль-Мансур перешел через перевал Мурадаль и разместил лагерь на холме Ла Кобеса на расстоянии двух полетов стрелы от Аларкоса.
19 июля около замка Аларкос армии Альфонсо VIII и Якуба столкнулись в кровавом сражении, последовательность которого разворачивалось следующим образом:
- Тяжелая кастильская кавалерия атакует авангард альмохадов и главные силы. Погибает Абу Яхъя. Кастильцы атакуют волнами, когда одну группу атакующих тут же сменяла другая.
- Легкая мусульманская кавалерия начинает атаку и проводит охват христианских сил с флангов. Сражение носит ожесточенный характер, и стрелы лучников-альмохадов наносят большой ущерб в христианских рядах
- Диего Лопес де Аро окружен с 5000 солдат. Он будет освобожден взамен на заложников.
- Вслед за поражением, остатки христианской армии укрываются в крепости. Альмохады окружают Аларкос. Альфонсо VIII возвращается в Толедо.
Поражение у Аларкоса на 17 лет остановило христианское продвижение вглубь Андалусии.

В 1492 году реконкиста закончилась. Именно в этот год Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский прогнали последнего мавританского правителя с Пиренейского полуострова. Большая часть Испании была объединена под их властью (Королевство Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).
Последствия Реконкисты весьма печальны. Христианские правители (в отличии от мусульманских) очень нетерпимо относились к другим религиям и поэтому понятие «реконкиста» было немного расширенно.
В процессе отвоевывания земель, занимаемых маврами, христианские правители всеми силами искореняли «зло» и поэтому развернули обширную компанию по последующему преследованию и принудительному крещению мусульман и иудеев, в большинстве своем живших на этих территориях. Крещёных мавров стали называть «мориски», а «марранами» - крещёных иудеев. Ответственность за принудительное крещение была возложена на инквизицию. Так же на нее были возложены функции дальнейшего слежения за тем, чтобы новообращённые христиане не исповедовали свои прежние культы. Те мориски и мараны, кто не был сожжен по обвинению в возврате к прежней вере, в дальнейшем растворились бесследно среди населения Испании.
Подведя итоги Реконкисты – можно сказать следующее.
Процесс непрерывной войны и мира между христианским и мусульманским миром оказал огромное влияние на Западную Европу. Под влиянием непрекращающейся борьбы складывались и распадались союзы христианских правителей, закладывались основы будущих государств и империй. Именно благодаря этому западноевропейский христианский мир узнал о существовании исламского мира и многое перенял от него. Можно сказать что именно благодаря этому соприкосновению в Европе после Реконкисты наступил «золотой век». Арабский мир принес в Европу точные науки, такие как математика и астрономия, что позволило Колумбу достичь берегов нового континента. Именно гигиеническая чистота и развитая медицина арабского мира позволили бороться против различных эпидемий и массовых болезней, периодически уничтожавших население средневековой Европы. Крестовые походы, инициируемые в качестве ответа на завоевание Пиренеев, породили большое количество монашеских христианских орденов, существенно развили искусство мореплавания и военное искусство, открыли новые пути в Малую Азию. Благодаря христиано-мусульманским войнам европейцы смогли привнести новое в свою архитектуру и искусство, именно благодаря арабам в Европе сформировалось то, что позже было названо классической музыкой, появились различные направлении поэзии и прозы.
С другой стороны, «золотой век» тормозился инквизицией, которая также возникла в качестве противовеса проникновению Ислама, уничтожая огромное количество умных, но инакомыслящих людей, ввергая отдельные области в темные века, тормозя развитие западной цивилизации.

В том же 1492 году испанский мореплаватель Христофор Колумб открывает новый континент, территории и богатства которого огромны. Но в Старом свете остается достаточное количество воинов ветеранов и прочих авантюристов, цель жизни которых стала исчезать с исчезновением мавров. И тут для них выпадает уникальный шанс, появляется новая точка приложения для их знаний и профессиональных умений.
Именно в это время появляется термин «Конкиста» и «конкистадоры». Из Нового Света в Старый потекли реки золота, серебра и прочих богатств. В Европу были завезены новые сельскохозяйственные культуры, которые во многих местах помогли решить проблемы с голодом. Тысячи переселенцев захотели улучшить свои условия жизни или просто попытать счастья на новом месте. Колонии появляются по всей территории Северной и Южной Америки, как грибы растут города и поселения.
Немаловажную роль в желании открытия (завоевывания) новых земель сыграло то, что вдали от Испании, конкистадор становился свободным от власти короля и церкви. Одной целью завоевателей был поиск богатств и новых земель. Конкистадорами было предпринято большое количество различных экспедиций и походов в Новом Свете.
Финансирование походов велось в основном из своих собственных средств, практически без поддержки, чаще даже вопреки желаниям королевского двора Испании.
Главным преимуществом конкистадоров было наличие огнестрельного оружия и тяжелой кавалерии, это позволяло успешно проводить атаки на вооруженных луками и стрелами, а так же бронзовыми топорами индейцев. К тому же необходимо учитывать психологический фактор страха перед белокожими закованными в железо людьми на огромных животных, которые не водились тогда на континенте и убивающими громом на расстоянии. Часто рыцарей на конях вообще считали едиными существами, что еще больше порождало панику среди туземцев.
Конкистадоры успешно прошлись по территории нынешних государств – Гватемалы, Колумбии, Перу, Гондурасу, Чили, побережью Тихого Океана.
Одни из самых успешных конкистадоров считались:
- Эрнан Кортес (завоевание Мексики и Юкатана в целом)
- Франсиско Писарро (завоевание Тауантин-Суйу – государство Инков)
- Диего де Альмагро (завоевание Юкатана, Панамского перешеека)
- Васко Нуньеса де Бальбоа (завоевание Тихоокеанского побережья Южной Америки)
- Диего Веласкеса де Куэльяра (завоевание Кубы),
- Педро Альварадо (завоевание Центральной Америки, первый губернатор Гватемалы)
Многие конкистадоры, как командиры, так и рядовые солдаты, впоследствии были награждены разного рода королевскими дарами вплоть до земель и титулов, например Кортес, не являясь потомком знатного рода - стал маркизом. Так же завоеватели получали в дар различные привилегии в отношении податей и управления колониями. За новопоселенцами признавались поместья, в которых потомки конкистадоров поколениями жили практически независимыми владетелями, лишь формально признавая власть вице-королей или генерал-капитанов.
Во времена Филиппа III (1598—1621) вся эта испаноязычная аристократия землевладельцев Америки, так же как и обитатели многочисленных муниципалитетов (Cabildos) и городов, ставшими уже к тому времени коренными, стала подвергаться постоянными притеснениями. Оно заключалось в том, что преимущество практически во всем отдавалось родившимся в Испании (Chapetones), т.е. выходцам из Старого Света. Это сопровождалось насилием со стороны властей по отношению к той части креолов, которая была наиболее влиятельной. В дальнейшем это подготовило почву для брожения, которое в начале 19 века привело к отторжению богатых колоний от Испании. При этом многие вожди, руководившие борьбой с метрополией, носили старинные фамилии конкистадоров.

Сегодня, слушая классическую музыку, вкушая плоды и фрукты, которых буквально 5 столетий назад еще не произрастало на территории Европы, пользуясь услугами современной медицины и отдыхая где-нибудь в бассейне Карибского моря – мало кто вспоминает, а большинство людей даже не подозревают о словах «Конкиста» и «Реконкиста» - благодаря которым все это возможно. И кто знает, как бы сложилась история планеты, если бы какой-то там претендент на престол, полудикарь полудикой Европы Агила – не попросил бы помощи у полудиких берберов-мусульман…

Список литературы:
1. Исидор Севильский, История готов
2. Аль-Маккари. «История мусульманских династий в Испании»
3. Пелайо из Овьедо. «Хроника королей Леона»
4. Документы и договоры времен Реконкисты
5. Эмилио Солер Паскуаль. Испанские или находившиеся на испанской службе завоеватели, исследователи и хронисты Латинской Америки 15-16 веков

Говорят, что этот испано-аргентинский исследователь просто (как и многие другие до и после него) пересказал / проанализировал известия астурийских хроник 9 - начала 10 вв. о битве при Ковадонге, прежде всего - "Хроники Альфонсо X".

Источник

Подробно с датами и перессылками по событиям.

0

7

Позднее Средневековье

В XIV-XV веках Испанию раздирали внутренние конфликты и гражданские войны. С 1350-го по 1389 год велась длительная борьба за власть в королевстве Кастилия. Она началась с противостояния Педро Жестокого (правил с 1350 по 1369 год) и союза вельмож во главе с его незаконнорожденным сводным братом Энрике Трастамарским. Обе стороны стремились найти иностранную поддержку, в частности у Франции и Англии, которые были втянуты в Столетнюю войну.

Развернуто.

В 1365 году изгнанный из страны Энрике Трастамарский при поддержке французских и английских наемников захватил Кастилию и провозгласил себя королем Энрике II. Бежавший в Байонну (территория Франции) Педро при поддержке англичан, возвратил себе страну, разбив войска Энрике в сражении при Нахере в 1367 году. Однако французский король Карл V помог Энрике вернуть трон. Войска Педро были разгромлены на равнинах Монтеля в 1369 году, а сам он погиб в единоборстве со своим сводным братом.

Но угроза существованию Трастамарской династии не исчезла. В 1371 году Джон Гонт, герцог Ланкастерский, женился на старшей дочери Педро и стал претендовать на кастильский трон. В спор была вовлечена Португалия. Наследница трона вышла замуж за Хуана I Кастильского (годы правления 1379-1390). Последовавшее вторжение Хуана в Португалию закончилось унизительным поражением в битве при Алжубарроте в 1385 году. Предпринятый спустя год Ланкастером поход против Кастилии не имел успеха. В дальнейшем кастильцы откупились от его притязаний на трон, и обе стороны согласились на брак между Катариной Ланкастерской, дочерью Гонта, и сыном Хуана I, будущим кастильским королем Энрике III (годы правления 1390-1406).

После смерти Энрике III престол наследовал несовершеннолетний сын Хуан II, однако в 1406-1412 годах государством фактически правил Фердинанд, младший брат Энрике III, назначенный сорегентом. Кроме того, Фердинанду удалось отстоять свои права на престол в Арагоне после смерти тамошнего бездетного Мартина I в 1395 году; он правил там в 1412-1416 годах, постоянно вмешиваясь в дела Кастилии и преследуя интересы своей семьи. Его сын Альфонс V Арагонский (годы правления 1416-1458), унаследовавший также сицилийский престол, прежде всего интересовался делами в Италии. Второй сын Хуан II был поглощен делами в Кастилии, хотя в 1425 году он стал королем Наварры, а после смерти своего брата в 1458 унаследовал престол в Сицилии и Арагоне. Третий сын, Энрике, стал магистром ордена Сантьяго.

В Кастилии против этих "князей из Арагона" выступал Альваро де Луна, влиятельный фаворит Хуана II. Арагонская партия потерпела поражение в решающей битве при Ольмедо в 1445 году, но сам Луна впал в немилость и был казнен в 1453 году. Правление следующего кастильского короля, Энрике IV (1454-1474), привело к анархии. Энрике, не имевший детей от первого брака, развелся и вступил во второй брак. В течение шести лет королева оставалась бесплодной, в чем молва обвиняла ее супруга, получившего прозвище "Бессильный". Когда же у королевы родилась дочь, названная Хуаной, в простом народе и среди знати распространились слухи, что ее отец - не Энрике, а его фаворит Бельтран де ла Куэва. Поэтому Хуана получила презрительную кличку "Бельтранеха". Под давлением оппозиционно настроенной знати король подписал декларацию, в которой признал своего брата Альфонса наследником престола, однако объявил эту декларацию недействительной. Тогда представители знати собрались в Авиле в 1465 году, низложили Энрике и провозгласили королем Альфонса. Многие города Испании встали на сторону Энрике, и началась гражданская война, которая продолжалась и после скоропостижной смерти Альфонса в 1468 году. В качестве условия прекращения мятежа знать выдвинула требование к Энрике назначить наследницей престола свою сводную сестру Изабеллу. Энрике дал на это согласие.

В Арагоне и Каталонии с завершением гражданской войны разрешены были в сущности основные политические проблемы. Борьба королевской власти против аристократии и горожан утратила свою остроту, когда арагонский престол занял Фердинанд. Тем не менее в Арагоне и Каталонии имели место беспорядки, вызванные знатью; но они никогда не достигали такого размаха, как в Кастилии, где перед королями снова во весь рост встала проблема борьбы с силами феодальной анархии, разрешить которую можно было лишь энергично применяя силовые методы. Нельзя было осуществить завоевания вне Кастилии и укрепить королевскую власть, не умиротворив прежде страну.
Подробно.

Социальные реформы католических королей Испании
Победа католических королей над знатью была успехом чисто политическим. В социальном отношении знать и высшее духовенство продолжали сохранять свое первенство в Кастилии и в других государствах полуострова. Однако освобождение крепостных и процесс развития торговли и ремесла, с которым связаны были среднее сословие, мудехары и евреи, - все это нанесло удар былому экономическому могуществу сеньоров. Система майоратов и новые захваты земель в ходе войны с Гранадой помогли знати выдержать этот удар. Королева Изабелла стремилась ограничить права сеньоров, пожалованные предшествующими королями в трудные времена анархии, и отменить все пожалования своих предшественников. Подробно тут.

Политические реформы католических королей Испании

После смерти королевы Изабеллы стало совершенно ясно, что Кастилия и Арагон все время оставались изолированными политическими единицами. Они продолжали оставаться ими даже после смерти Филиппа и во время регентства Фердинанда, несмотря на его личное влияние на управление Кастилией и на идею политического единства, которой руководствовались арагонские короли, начиная с Фернандо I. В одном только союз католических королей отразился на законодательстве - в отношении пограничных таможен. Позднее, после реформы инквизиции, генеральный инквизитор Кастилии распространил свои полномочия на всю Испанию и трибуналы Арагона, Каталонии и Валенсии утратили былую независимость. Подробно.

0

8

Золотой век

В 1469 году Изабелла вышла замуж за инфанта Арагонского Фернандо (который войдет в историю под именем испанского короля Фердинанда). После смерти Энрике IV в 1474 году Изабелла была объявлена королевой Кастилии, а Фердинанд после смерти своего отца Хуана II в 1479 году занял престол Арагона. Так совершилось объединение крупнейших королевств Испании. В 1492 году пал последний оплот мавров на Пиренейском полуострове - Гранадский эмират. В том же году Колумб при поддержке Изабеллы совершил свою первую экспедицию в Новый Свет. В 1512 году в Кастилию было включено королевство Наварра.

Развернуто.

Средиземноморские приобретения Арагона имели важные последствия для всей Испании. Сначала под контроль Арагона попали Балеарские острова, Корсика и Сардиния, затем Сицилия. В правление Альфонса V (1416-1458) была завоевана Южная Италия. Чтобы управлять вновь приобретенными землями, короли назначали наместников или прокураторов (procuradores). Еще в конце XIV столетия такие наместники (или вице-короли) появились в Сардинии, на Сицилии и Майорке. Аналогичная структура управления была воспроизведена в Арагоне, Каталонии и Валенсии в связи с тем, что Альфонс V надолго отлучался в Италию.

Власть монархов и королевских чиновников была ограничена кортесами (парламентами). В отличие от Кастилии, где кортесы были относительно слабыми, в Арагоне для принятия решений по всем важным законопроектам и финансовым вопросам было необходимо получить согласие кортесов. Между заседаниями кортесов королевских чиновников контролировали постоянные комитеты. Для надзора за деятельностью кортесов еще в конце XIII века были созданы делегации городов. В 1359 году в Каталонии была сформирована Генеральная депутация, главные полномочия которой сводились к сбору налогов и расходованию денежных средств. Сходные учреждения были созданы в Арагоне (в 1412 году) и Валенсии (в 1419 году).

Кортесы, будучи отнюдь не демократическими органами, представляли и отстаивали интересы зажиточных слоев населения в городах и сельской местности. Если в Кастилии кортесы были послушным орудием абсолютной монархии, особенно во время правления Хуана II, то в королевстве Арагон и входившей в его состав Каталонии была осуществлена другая концепция власти. Она исходила из того, что политическая власть изначально устанавливается свободными людьми путем заключения договора власть имущих с народом, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон. Соответственно, любое нарушение договоренности со стороны королевской власти считается проявлением тирании.

Такая договоренность между монархией и крестьянством существовала во время восстаний ременсов (крепостных) в XV веке. Выступления в Каталонии были направлены против ужесточения повинностей и закрепощения крестьян, особенно активизировались в середине XV столетия и стали поводом для гражданской войны 1462-1472 годов между каталонской Генеральной депутацией, поддерживавшей землевладельцев, и монархией, которая вступилась за крестьян. В 1455 году Альфонс V отменил некоторые феодальные повинности, но лишь после очередного подъема крестьянского движения Фердинанд V в 1486 году подписал в монастыре Гвадалупе (область Эстремадура) так называемую "Гвадалупскую сентенцию" об отмене крепостного права, включая наиболее тяжкие феодальные повинности.

В XII-XIII веках христиане с терпимостью относились к еврейской и исламской культуре. Но к концу XIII столетия и на протяжении всего XIV века их мирное сосуществование было нарушено. Растущая волна антисемитизма достигла пика во время массовой резни евреев в 1391 году. Хотя в это время евреи составляли менее 2% населения Испании, они играли важную роль в материальной и духовной жизни общества. Тем не менее, евреи жили обособленно от христианского населения, в собственных общинах с синагогами и кошерными лавками. Сегрегации способствовали христианские власти, предписывавшие выделять евреям в городах особые кварталы - альхама. Например, в городе Херес-де-ла-Фронтера еврейский квартал был отделен стеной с воротами.

Еврейским общинам предоставлялась значительная самостоятельность в управлении собственными делами. В среде евреев, как и в среде горожан-христиан, постепенно выделялись зажиточные семьи, приобретавшие большое влияние. Несмотря на политические, социальные и экономические ограничения, еврейские ученые внесли большой вклад в развитие испанского общества и культуры. Благодаря прекрасному знанию иностранных языков они выполняли дипломатические поручения и христиан, и мусульман. Евреи сыграли ключевую роль в распространении достижений греческих и арабских ученых в Испании и других странах Западной Европы.

Тем не менее, в конце XIV - начале XV веков евреи подвергались жестоким преследованиям. Многие были насильственно обращены в христианство, превратившись в конверсос. Однако конверсос часто оставались жить в городских еврейских общинах и продолжали заниматься традиционными для евреев занятиями. Ситуация осложнялась и тем, что немало конверсос, разбогатев, проникли в среду олигархии таких городов, как Бургос, Толедо, Севилья и Кордова, а также заняли важные посты в королевской администрации.

В 1478 году была учреждена испанская инквизиция во главе с Томасом де Торквемадой. В первую очередь она обратила внимание на евреев и мусульман, принявших христианскую веру. От них пытками добивались "признания" в ереси, после чего обычно казнили через сожжение. В 1492 году все некрещеные евреи были изгнаны из Испании: почти 200 тысяч человек эмигрировали в Северную Африку, Турцию, на Балканы. Большинство мусульман под угрозой изгнания приняли христианство.

Золотой Век. Продолжение.

0

9

Замки Испании.

0

10

Войны Испании

0

11

История рыцарства.

Рыцарство. Рыцари в Испании времен Конкисты

Рыцарство. матчасть

Кабальерос (caballeros), рыцарство средневековой Испании. В ранний период Реконкисты К. назывались конные воины, которые за свой счёт приобретали коня (и снаряжали его) , оружие для участия в войнах. Приблизительно с 12 в. в том же смысле, что и наименование "К. ", употреблялось название идальго.

Инфансоны или идальгос представляли собой основной по численности слой знати Иберийского полуострова в haute époque.
Инфансоны -“дети из хороших семей”, воины рожденные от людей не низкого, но благородного звания.
Идальго - сын того, кто представляет собой нечто.

Идальгия -это знатность, получаемая людьми, как по проихождению, так и за службу (облегчёный социальный осмос) .

Знатность могла быть дарована королем. И естественно на широкий слой таких короли и опирались в борьбе со знатью.

Король жаловал, например, идальгию воину, который убил или пленил предводителя неприятельского войска, первый ворвался в город etc.
По отношению к инфансонам и идальгос применялось также наименование кабальерос (caballeros, caballarii).
Эти люди первоначально не обязательно знатные, но они воины, сражавшиеся на коне.
Уже в Unocento они, однако, идентифицируются со знатными, которые тоже служат в коннице.

Все знатные теперь именуются кабальерос. С Unocento слой кабальерос выступает как сообщество - Orden de Caballeria с определённым ритуалом, традициями и обычаями.

Но стремление отделить среди них знатных от незнатных ведет к тому, что отличают “кабальерос-инфансонов”, или “кабальерос-фиходальгос”, от “кабальерос-вилланос”, то есть незнатных кабальерос.

Иногда мелким инфансонам было не под силу нести сословные обязанности, и тогда они могли отказаться от знатности и перейти в сословие вилланов.

Старое фуэро Кастилии содержит описание процедуры отказа от знатности. Тот, кто желал это сделать, должен был явиться в консехо и заявить:

“Знайте, что я желаю быть вашим соседом, участвовать в инфурсьон и во всех повинностях ваших ”.
Потом он проходил трижды под длинной палкой, которую держали два человека, говоря:
“Оставляю знатность и становлюсь вилланом”
После этого он и его дети оказывались вилланами.
Инфурсьон -община, которая и выделела цензитарий -землю. Никому в голову не приходило заставлять крестьянина воевать, он просто облагался данью для содержания как конных и оружных -caballeros, так и militas (был слой ещё и пеших воинов) .
Так вот, на всю Западную Европу и конных и пеших воинов, считает Ле Гофф, да и вообще школа "Анналов", в период расцвета сеньориального хозяйства было максимум 50 тысяч человек.

Идальго мог лишиться своего звания, если был уличен в некоторых преступлениях (воровстве, бегстве с поля боя, отказе от оказания военной помощи сеньору) .

Такие же последствия для идальго имело публичное занятие торговлей или физическим трудом ради денег (найм, на своём поле вполне можно было и пахать и в своём хозяйстве физически работать, участвовали в строительстве соборов благородные кабальерос и дамы, таская носилки с песком -"за так", нельзя было наниматься для занятия трудом ради денег)

Рыцари и гигиена

Большинство почему-то заблужденчески полагает, что средневековый рыцарь прямо таки не снимал доспех, спал и ходил в нем в туалет. Зачем? Доспех (фулплэйт) одевался только перед битвой, или в ситуации, связанной с постоянным риском нападения.
Так что можно их сравнить с хоккеистами :)

Из средневековых романов известно, что в рыцарском сословии было принято заботиться о своем теле. Ушаты для мытья рыцари возили с собой или держали в спальне. В замках были специальные ванные комнаты, в которых мылись и парились. Для большинства рыцарей ванные комнаты долгое время оставались недоступной роскошью. Зато щетками, мылом, зубочистками пользовались почти все. Многие знатные дамы подводили брови, белились и румянились. После крестовых походов в Европу завезли с Ближнего Востока душистое мыло.

Между богатой знатью и простыми рыцарями из провинции существовала большая разница. В средневековой литературе упоминается, что изнеженные горожане морщились и зажимали носы в присутствии «вонючих деревенских рыцарей» . Этому можно верить, потому что в большинстве замков было плохо с водой. В замках, построенных на высоких холмах и горах, не было колодцев, воду привозили издалека, расходовали скупо, мылись к большим праздникам. Зимой вообще было не до гигиены, лишь бы согреться.. . Грубые провинциалы презирали благоухающих аристократов, а те, в свою очередь, смотрели свысока на дурно пахнущую неотесанную «деревенщину» .

Отхожие места - особая тема. В раннем Средневековье во многих монастырях была примитивная канализация: стоки отводили по каналам с проточной водой за пределы монастыря, в ручей или в реку. На ограниченном пространстве замка, да еще при недостатке воды, такая канализация не годилась. В замках устанавливали простейшие уборные - деревянные будки над глубокими рвами. Зловонная жижа из выгребной ямы просачивалась в колодцы и водосборники для дождевой воды. Обитатели замков пили загрязненную воду и часто страдали поносом. В ХII-ХIII веках у строителей замков вошли в моду уборные-эркеры. Каменные выступы пристраивали к наружной стене башни. Вход в эркер находился обычно между спальней и каминным залом, а рядом иногда делали умывальник - в углубление в каменной кладке наливали воду. Экскременты из уборной валились прямо в крепостной ров через шахту внутри стены. Отверстие шахты находилось низко, и со стороны его было не видно. Зимой, чтобы не выходить по нужде на холод, пользовались деревянными и глиняными ночными горшками.

Снабжение замка водой долгое время оставалось для рыцарей постоянной головной болью. Провести воду в стоящий на горе замок было очень трудно и дорого. В некоторых старинных замках сохранились колодцы глубиной 70-140 метров. Если не удавалось выкопать колодец, строили каменные водосборники для дождевой и талой воды. Для улучшения качества питьевой воды служили фильтрующие слои гравия и песка. В каждом замке были водоносы или водовозы, которые каждый день доставляли воду в заплечном бочонке или в водовозной бочке, запряженной ослом.

латы на бедра одевались только спереди, сверху металлическая юбка, можно снять
У них был так называемый "Сельский туалет", то есть выкапывалась яма, в ранее рыцарство яма копалась прямо под замком, точнее под главным залом, были случаи, когда во время больших пиров пол проламывался (сами представляете, что происходило) на ночь у осбо богатых ставился горшок, который на утро выносился слугами, позднее в европе появилась канализация, до этого все сточные воды текли по улицам, горожане могли справлять нужду прямо на улицу из окна (не спроста у них столько эпидемий было).

Реальные имена рыцарей
Реальные исторические личности: Роланд, Сид Кампеадор, Роберт Дьявол, Ричард Львиное Сердце, Бертран де Борн, Танкред, Раймунд Тулузский, Симон де Монфор, Иоганн Люксембургский, Бертран Дюгеклен, Жан Дюнуа, Жиль де Рэ, Пьер Баярд, Габриэль Монтгомери.
Ролланд, Амадис Гальский, Эль Сид.

Рыцарские турниры

Примечательно, что все участники поединка, а также их лошади наряжались в рельефные доспехи. Особенно выделились закрытые шлемы с изображением чьих-то лиц. Историки сходятся во мнении, что первые рыцарские турниры, проводимые по определенным правилам, прошли в IX веке. Изначально турниры проводились во Франции и Германии, а к середине XII века практика турниров охватила и все остальные европейские страны. О том, где и когда будет проводиться турнир, гонцы оповещали за несколько недель. Самым красивым и зрелищным считался бой, когда оба участника ломали свои копья, при этом, не выпав из седла. Участие в турнирах преследовало две цели: продемонстрировать доблесть и отвагу, а также подзаработать. В случае выигрыша победитель получал лошадь и доспехи проигравшего.
Родоначальником турнира называют Жоффруа де Прейли, который и написал правила для первых рыцарских турниров. Интересный факт: именно на рыцарском турнире, для которого написал правила, и был он убит. Обычно турниры устраивались королем по особенно торжественным событиям: в связи с рождением наследника, в честь браков королей, принцев и тому подобное. Со всей Европы собирались рыцари на состязание. Турнир проводился публично, на наиболее подходящем месте недалеко от большого города, называлось «ристалище», обнесенное деревянным барьером. Раньше правила состязаний были различными. В XIII веке ни один рыцарь не имел права участвовать в турнире, пока не докажет, что свободными были его четыре поколения предков. Со временем были введены специальные гербы, турнирные списки и книги. Раньше турнир начинался с только что посвященных в рыцари, поединок на копьях.

В настоящее время известно о трех разновидностях рыцарских состязаний. Первый – это наиболее зрелищный турнир, в котором участвовали два конных отряда. Второй – это когда рыцари один на один бились на турнирном оружии, которое не наносило смертельных ран. Было запрещено ударять на уровне пояса или ниже копьями друг друга. Третий – это поединок, который показывал умение, ловкость и отвагу рыцарей. Впоследствии этот вид турнира стал программой для карнавалов.

Крестовые походы
Петр Амьенский

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Маяк » Archivo General de Indias » Sala de Historia y Gloria. История. Войны. Слава.