Правовая система Испании входит в романо-германскую правовую семью.
Основы современной буржуазной правовой системы сложились главным образом в XIX в., когда после освобождения страны от французской оккупации (1808-1814 гг.) на протяжении нескольких десятилетий были приняты кодексы законов по отдельным отраслям права. В этих кодексах отразилось влияние права Франции и отчасти других европейских стран, опередивших Испанию в капиталистическом развитии, а также некоторых латиноамериканских государств - бывших испанских колоний. Однако в целом формирование современного права происходило на базе богатой истории собственного законодательства, насчитывающей много столетий.
В Средние века в различных королевствах на территории будущей Испании (Кастилия, Арагон, Каталония, Наварра и др.) создавалось немало сборников законов, имевших, как правило, лишь местное значение и обнаруживавших сильное влияние либо римского права, либо обычного права пришедших в V в. завоевателей - вестготов. Наибольшую известность среди них получило самое раннее собрание правовых норм «Фуэро хуэго» («Судебное уложение»), датируемое 654 г., которое стало символом идеи национального единства и представляло собой попытку объединить в одном документе нормы обеих названных правовых систем. В последующем развитии законодательства важную роль сыграло изданное в 1255 г. в Кастилии «Фуэро реаль» («Королевское уложение»), в котором излагались многие институты государственного, гражданского и уголовного права, а также регулировались вопросы судопроизводства на основе ранее изданных сборников законов, в том числе и «Фуэро хуэго».
Еще большее значение имело собрание правовых норм, составленное в той же Кастилии в 1256-1263 гг. и получившее название «Семь партид» (частей), - самый важный, пожалуй, правовой документ в испанской истории. Каждая из его частей посвящена определенной сфере правового регулирования - церковному праву и месту католической церкви в государственной и общественной жизни (часть 1), королевской власти и деятельности органов управления (2), судопроизводству (3), семейному праву (4), договорному праву (5) и, наконец, преступлениям и наказаниям (6 и 7). Некоторые разделы «Партид» представляли собой более или менее самостоятельное переложение норм римского (часть 5) либо канонического (часть 1) права, но в целом это было столь полное, систематизированное и умело составленное собрание правовых норм, что со временем «Партиды» не только оказали существенное влияние на развитие собственно испанского законодательства, но и долгое время непосредственно применялись как основной источник права сначала в испанских колониях Латинской Америки, а затем в возникших там независимых государствах.
В 1567 г. было издано огромное по размерам девятитомное собрание испанских законов «Новый свод», составители которого безуспешно пытались охватить все правовые проблемы и вместе с тем вынуждены были допускать использование (наряду с ним) прежних источников права - «Фуэро реаль» и «Партид» (в испанских колониях в Латинской Америке были даже выработаны определенные правила, по которым применялись нормы каждого из этих собраний законов). Наконец, в 1805 г. был издан еще более объемистый, «Новейший свод» в 12 томах (последний том посвящен вопросам уголовного права и процесса), после чего развитие законодательства в Испании пошло уже по пути издания кодексов, охватывающих определенные отрасли права, либо самостоятельных по значению законов, регулирующих отдельные правовые институты.
Основным источником права являются законодательные и иные нормативные правовые акты, иерархию которых составляет Конституция, органические и обычные законы парламента, декреты Короля (фактически Совета министров), подзаконные акты органов государственного управления.
Правовой системе Испании известны институты делегированного и срочного законодательства. Акты, издаваемые правительством на основе делегирования законодательных полномочий, называются «законодательными декретами» (ст. 85 Конституции). В чрезвычайных и срочных случаях Правительство вправе издавать временные законодательные акты в виде декретов-законов (они, однако, не могут касаться основных институтов государства и права, обязанностей и свобод граждан), которые должны быть рассмотрены и утверждены Кортесами в 30-дневный срок.
Конституция 1978 г. предусматривает, что наряду с законами, принимаемыми Генеральными кортесами, могут издаваться, даже по вопросам, отнесенным к ведению государства, законодательные акты автономных областей. Такие акты издаются в порядке делегированного законодательства, на основе принципов и директив, указанных в общегосударственном законе, и должны содержать условия контроля за соответствующими нормами со стороны Генеральных кортесов.
Согласно Конституции (ст. 96) международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся после их публикации в Испании составной частью внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, определенном в самих договорах, или в соответствии с общепризнанными нормами международного права.